Внимание! Тормозные колодки следует заменять на обоих задних колесах одновременно - никогда не заменяйте колодки только на одном колесе! Кроме того, помните, что пыль, образующаяся в тормозной системе, может содержать асбест, который опасен для здоровья. Никогда не выдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте. При обслуживании тормозной системы необходимо надевать защитную фильтрующую маску. Ни при каких обстоятельствах не используйте для очистки деталей тормозов растворители на нефтяной основе (керосин и бензин). Пользуйтесь только очистителем тормозов или денатурированным спиртом.
Внимание! При каждой замене тормозных колодок необходимо проводить замену натягивающих и удерживающих пружин. Поскольку эти пружины постоянно подвергаются циклам нагрева и охлаждения, они со временем теряют свою упругость и могут позволить колодкам притянуться к барабанам, отчего будет происходить износ колодок, существенно превышающий нормальный. При замене колодок задних тормозов пользуйтесь только высококачественными фирменными запасными частями.
1. Ослабьте затяжку гаек крепления колес, поднимите автомобиль и надежно закрепите на стойках.
2. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз.
3. Снимите колесо.
Примечание. Необходимо одновременно заменять все четыре тормозные колодки задних колес, но, чтобы не перепутать детали, работайте поочередно с каждым тормозным узлом.
4. Проверьте состояние колодок и при необходимости замените (см. иллюстрации 5.4а-5.4е). Примечание. Если тормозной барабан не удается стянуть с полуоси, проверьте, чтобы стояночный тормоз был полностью отпущен, затем влейте (впрысните) немного проникающего средства через центр ступицы. Дайте средству впитаться и снова попытайтесь стянуть барабан. Если барабан по-прежнему не стягивается, придется свести тормозные колодки. Для этого сначала удаляется выступ на тормозном барабане с помощью слесарного зубила и молотка (см. иллюстрацию 5.4а). Когда выступ будет удален, стяните рычаг с регулировочного винта колеса с помощью маленькой отвертки, поворачивая при этом регулировочное колесико другой маленькой отверткой и перемещая колодки в сторону от барабана. Теперь барабан удастся стянуть. Необходимо заменить барабан.
5.4а. Если тормозной барабан не удается снять, может оказаться необходимым удалить выступающий контур с помощью слесарного зубила и молотка (на некоторых автомобилях его приходится высверливать с помощью сверла диаметром 7/16 дюйма), затем поверните регулировочный винт так, чтобы отодвинуть тормозные колодки от барабана | 5.4б. Перед тем, как что-либо снимать, очистите тормоза очистителем тормозов или денатурированным спиртом; не используйте сжатый воздух для выдувания пыли из узла тормозов! |
5.4в. Детали барабанной тормозной системы (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.): 1 - возвратная пружина, 2 - возвратная пружина, 3 - удерживающая пружина, 4 - ось рычага, 5 - удерживающий штифт, 6 - ограничитель, 7 - рычаг привода, 8 - возвратная пружина рычага, 9 - распорная планка, 10 - пружина планки, 11 - первичная колодка, 12 - вторичная колодка, 13 - пружина регулировочного винта, 14 - головка, 15 - втулка, 16 - регулировочный винт, 17 - стопорное кольцо, 18 - шпилька, 19 - рычаг стояночного тормоза, 20 - клапан прокачки, 21 - фиксатор цилиндра, 22 - защитный чехол, 23 - поршень, 24 - манжета, 25 - пружина, 26 - рабочий тормозной цилиндр, 27 - тормозной щит
5.4г. Автомобили выпуска 1992 и более поздних лет имеют одну коническую пружину (указана стрелкой) | 5.4д. Пользуясь специальным инструментом для извлечения тормозных пружин, снимите возвратные пружины (для автомобилей выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4е. Пользуясь маленькими плоскогубцами, снимите удерживающие пружины и оси, нажимая и поворачивая их (указаны стрелками) (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) | 5.4ж. Снимите удерживающие (прижимные) пружины и шпильки, нажав плоскогубцами и повернув (указано стрелкой) (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4з. Вставьте отвертку с плоским концом под пружину и выдавите пружину из первичной колодки, затем снимите колодку (автомобили выпуска 1992 года) | 5.4и. Поднимите вверх рычаг стояночного тормоза (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) и снимите его с оси вместе с возвратной пружиной (указаны стрелками) |
5.4к. Снимите распорную планку (для всех моделей). На автомобилях 1992 года выпуска отверните также регулировочный винт, запомнив направление, в котором он устанавливается | 5.4л. Растянув колодки, чтобы освободить фланец ступицы, снимите его с тормозного щита (для автомобилей 1990 и 1991 гг. выпуска) |
5.4м. На автомобилях 1992 года выпуска поднимите пружину с задней тормозной колодки и выверните колодку из области ступицы, чтобы получить доступ к тросу стояночного тормоза | 5.4н. Отсоедините рычаг стояночного тормоза от троса и снимите колодки (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4о. На автомобилях 1992 года выпуска поверните тормозную колодку, чтобы освободить рычаг стояночного тормоза от колодки | 5.4п. На автомобилях выпуска с 1992 года, пользуясь отверткой, извлеките стяжную пружину (указана стрелкой). При установке новых колодок на этих автомобилях сначала выполните операции пунктов 5.4у и 5.4ф, затем в обратном порядке пункты снятия и приступайте к пункту 5.4г |
5.4р. Отверните регулировочный винт (А) и снимите пружину (В) с колодок, обратите внимание на положение, в котором они устанавливаются (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) | 5.4с. На автомобилях выпуска 1990 и 1991 гг. снимите рычаг стояночного тормоза, отцепив С-образный зажим |
5.4т. Установите рычаг стояночного тормоза на новую тормозную колодку и оденьте С-образный зажим на место (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) | 5.4у. Смажьте контактные поверхности тормозного щита белой смазкой на литиевой основе (автомобили всех моделей) |
5.4ф. Смажьте регулировочный винт белой смазкой на литиевой основе перед тем, как его вворачивать (все модели) | 5.4х. Подсоедините рычаг стояночного тормоза к тросу (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4ц. Растяните колодки так, чтобы через них прошел фланец ступицы, и вставьте колодки на место (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) | 5.4ч. Вставьте планку стояночного тормоза и пружину (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4ш. Проверьте, правильно ли расположена планка стояночного тормоза в колодках (указано стрелками) | 5.4щ. Установите фиксирующий штырь и пружину на первичную тормозную колодку (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4я. Установите ограничитель и рычаг на вторичную тормозную колодку (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) | 5.4аа. Вставьте возвратную пружину рычага (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4аб. Вверните удерживающую шпильку и пружину во вторичную тормозную колодку (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) | 5.4ав. Наденьте возвратные пружины (автомобили выпуска 1990 и 1991 гг.) |
5.4аг. Отцентрируйте тормозные колодки так, чтобы барабан скользил над ними (для всех моделей) | 5.4ад. Отрегулируйте регулировочную гайку так, чтобы барабан надевался на колодки с небольшим усилием (для всех моделей) |
5.4ае. Удалите отполированные ("глазурованные") участки с поверхности тормозного барабана мелкозернистой шлифовальной шкуркой, обработав поверхность круговыми движениями
5. Перед установкой барабана на прежнее место следует проверить, нет ли на нем трещин, задиров, глубоких борозд и мест затвердевания, которые проявляются в виде небольших обесцвеченных областей. Если такие области не удается удалить шлифовальной шкуркой или наблюдаются какие-либо другие из перечисленных выше нарушений, барабан придется отдать в мастерскую.
Примечание. Рекомендуется проводить пере-шлифовку барабанов независимо от внешнего вида их поверхностей, поскольку это позволит получить идеально круглый барабан и устранить любые пульсации педали тормоза или другие нарушения, связанные с тормозным барабаном, на котором имелись дефекты. Если вы решите не проводить перешлифовку барабанов, то по крайней мере удалите полировку ("глазурь") с поверхности с помощью среднезернистой шлифовальной шкурки, обрабатывая барабан круговыми движениями. Диаметр диска при максимальном износе отлит на каждом тормозном барабане (см. иллюстрацию).
5.5. На барабане отлит максимально допустимый диаметр (указан стрелкой), который является размером предельного износа, а не размером, при котором еще допустима пере-шлифовка
6. Установите тормозной барабан на фланец оси.
7. Наденьте колесо, наверните гайки крепления колес, затем опустите автомобиль. Затяните гайки моментом, указанным в технических условиях данной главы.
8. Сделайте несколько торможений при движении вперед и назад, чтобы отрегулировать тормоза, пока не достигнете удовлетворительного действия педали при торможении.