2. Наиболее вероятными причинами шума клапанов являются грязь, попавшая между плунжером и толкателем клапана, а также слабая циркуляция масла, его низкая вязкость или недостаточное давление. Поэтому перед тем, как приступать к снятию клапана, проверьте масло на наличие в нем топлива; выясните, соответствуют ли его чистота и вязкость техническим условиям.
Снятие
3. Снимите крышку клапанов (см. раздел 4).
4. Снимите клапанные коромысла и штанги толкателей клапанов (см. раздел 5).
5. Снимите впускной коллектор (см. раздел 7).
6. Снимите держатель направляющих толкателей и направляющие толкателей (см. иллюстрации).
8.6а. Направляющая пластина удерживается двумя болтами (указаны стрелками) | 8.6б. Направляющие толкателей натягиваются на толкатели |
7. Существует несколько способов извлечения толкателей из отверстий. Многие заводы по производству инструментов выпускают специальный съемник, позволяющий захватить и извлечь толкатель, однако зачастую можно обойтись и без него. На двигателях последних моделей, характеризующихся низким уровнем нагарообразования, толкатели нередко можно достать с помощью небольшого магнита либо даже просто пальцами. Можно также использовать слесарную чертилку с загнутым концом: ее острие заводят под стопорное кольцо, расположенное над каждым толкателем.
8.7. Обычно можно снять толкатели рукой
Внимание! Если вы не намерены заменять толкатели, то при их извлечении не пользуйтесь плоскогубцами. Плоскогубцы могут повредить прецизионно выточенные и закаленные толкатели, сделав их непригодными к дальнейшему использованию.
8. Перед снятием толкателей клапанов приготовьте для их хранения коробку с помеченными ячейками, чтобы при сборке узла не перепутать места их установки. Сняв толкатели, храните их в месте, недоступном для попадания грязи (см. иллюстрацию).
8.8. На двигателях с большим пробегом толкатели снимаются с помощью специального приспособления. Храните толкатели так, чтобы их можно было легко идентифицировать и установить на прежние места
Проверка
9. Детали для толкателей клапанов по отдельности не продаются. Усилия, затрачиваемые на повторное их снятие с двигателя в случае, если очистка не дала положительного эффекта, обходятся дороже, чем их ремонт.
10. Промойте толкатели растворителем и тщательно просушите, стараясь не перепутать их при этом.
11. Проверьте опорные поверхности корпуса каждого толкателя и седла штанг толкателей на наличие следов истирания, задиров и неравномерного износа. Если стенки толкателя повреждены или изношены, проверьте также отверстия для толкателей в блоке цилиндров. Если изношены седла штанг толкателей, проверьте состояние наконечников штанг. Тщательно проверьте ролики на наличие износа и повреждений и убедитесь в том, что они вращаются свободно и без чрезмерного люфта (см. иллюстрацию).
8.11а. В верхней части каждого толкателя проверьте седло штанги толкателя (показано стрелкой) на наличие признаков износа | 8.11б. Ролик должен вращаться свободно. Проверьте также, не износился ли он и нет ли чрезмерного люфта |
Установка
12. Использованные роликовые толкатели можно снова установить на новый распределительный вал (если они в хорошем состоянии); можно также использовать старый распределительный вал, если устанавливаются новые толкатели (если он не изношен).
13. В случае повторного использования снятых с двигателя толкателей установите их в те же отверстия, откуда они были извлечены. Для устранения пузырьков воздуха окуните толкатели в масло. Перед установкой толкателей нанесите на каждый из них слой молибденовой смазки или масла, используемого при сборке двигателей.
14. Остальные пункты данной процедуры выполняются в обратной последовательности.
15. Запустив двигатель, проверьте отсутствие утечки масла.