Общее описание и проверка
9. Кислородный датчик, расположенный в выпускном коллекторе (см. иллюстрацию), осуществляет текущий контроль содержания кислорода в отработавших газах. Содержащийся в отработавших газах кислород взаимодействует с кислородным датчиком, в результате чего формируется выходное напряжение, которое меняется от 0,1 В (высокое содержание кислорода, обедненная смесь) до 0,9 В (низкое содержание кислорода, обогащенная смесь). Блок ЕСМ/РСМ постоянно анализирует это напряжение для определения соотношения воздуха и топлива в смеси. Блок ЕСМ/РСМ меняет соотношение топливо/воздух в смеси путем управления шириной импульсов (временем открытия) топливных форсунок. Идеальным соотношением с точки зрения минимизации вредных выбросов и максимальной эффективности работы катализатора является соотношение 14,7 частей воздуха к одной части топлива. Именно это соотношение старается постоянно поддерживать блок ЕСМ/РСМ вместе с кислородным датчиком.
4.9. Прежде чем снимать кислородный датчик с выпускного коллектора, убедитесь, что двигатель полностью остыл
10. Кислородный датчик не формирует выходного напряжения, если его температура ниже нормальной рабочей температуры, равной примерно 320°C. В течение начального периода прогрева двигателя блок ЕСМ/РСМ работает в режиме разомкнутого контура.
11. Если двигатель прогревается до нормальной рабочей температуры и/или работает в течение двух или более минут и если кислородный датчик формирует постоянное напряжение сигнала в пределах 0,35-0,55 В даже когда датчик положения дроссельной заслонки TPS указывает на то, что двигатель работает не в режиме холостого хода, ЕСМ/РСМ установит код 13.
12. Задержка в 2 или более минуты между запуском двигателя и нормальной работой датчика, сопровождаемая сигналом низкого напряжения или коротким замыканием в цепи датчика, приведет к тому, что ЕСМ/РСМ установит код 44. При формировании сигнала высокого напряжения ЕСМ установит код 45.
13. Когда устанавливается один из указанных выше кодов, блок ЕСМ/РСМ работает в режиме разомкнутого контура, т.е. управление подачей топлива осуществляется не с использованием информации от кислородного датчика, а на основе запрограммированного режима.
14. Правильная работа кислородного датчика зависит от выполнения четырех условий:
- а) Электрические. Генерируемые датчиком низкие напряжения зависят от хороших, чистых электрических соединений, которые необходимо проверять всегда, когда есть подозрения или указания на неправильную работу датчика.
- б) Подача внешнего воздуха. Конструкция датчика такова, что газы циркулируют внутри него. Во всех случаях снятия, установки или замены датчика проверяйте, не засорены ли каналы.
- в) Нормальная рабочая температура. Блок ЕСМ/РСМ не будет реагировать на сигнал датчика, пока датчик не нагреется до температуры примерно 320 °C. Этот фактор необходимо учитывать при оценке характеристик датчика.
- г) Неэтилированный (не содержащий тетраэтилсвинца) бензин. Для правильной работы датчика необходимо использование неэтилированного топлива.
15. Кроме выполнения упомянутых выше условий, при любом обслуживании датчика следует соблюдать особую осторожность.
- а) Кислородный датчик имеет несъемный гибкий вывод с электрическим разъемом, отсоединять который от датчика не допускается. Повреждение либо отсоединение гибкого вывода или электрического разъема от датчика может отрицательно сказаться на работе последнего.
- б) Необходимо очищать электрический разъем датчика и его хвостовик с прорезями от следов смазки, загрязнений и других посторонних веществ.
- в) Не допускается использовать для чистки кислородного датчика никакие растворители.
- г) Не роняйте датчик и обращайтесь с ним аккуратно.
- д) Во избежание расплавления материала силиконового чехла и для обеспечения нормальной работы датчика обращайте внимание на правильность установки чехла.
Замена
Примечание. Поскольку кислородный датчик устанавливается в выпускном коллекторе или в выхлопной трубе, которые при охлаждении сжимаются, снять его с автомобиля с холодным двигателем довольно затруднительно. Поэтому во избежание опасности повреждения датчика (если вы планируете повторно установить его в новый коллектор или выхлопную трубу) запустите двигатель и дайте ему поработать минуту или две, после чего выключите и приступайте к снятию датчика. При выполнении работ старайтесь не прикасаться к горячим частям во избежание ожогов.
16. Отсоедините провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
17. Приподняв автомобиль, надежно установите его на стойках.
18. Ослабив защелку, осторожно отсоедините от датчика электрический разъем.
19. Осторожно выверните датчик из выпускного коллектора.
Внимание! Приложение чрезмерных усилий может повредить резьбу на корпусе датчика.
20. Чтобы облегчить снятие датчика в следующий раз, на его резьбу нужно нанести состав, препятствующий образованию коррозии. Резьба на новом датчике предварительно покрывается таким составом на предприятии-изготовителе; однако, если вы предполагаете использовать снятый с автомобиля датчик повторно, обновите покрытие.
21. Ввернув датчик в коллектор, плотно затяните его. Подсоедините электрический разъем на гибком выводе к основному жгуту проводов на двигателе.
22. Опустите автомобиль на землю и подсоедините провод к отрицательному выводу аккумуляторной батареи.