Для достижения этой цели ABS решает задачу ограничения давления в тормозном приводе (следовательно, тормозного момента в колесных тормозных механизмах) величиной, при которой, исходя из условий взаимодействия колеса и поверхности дороги, возможно создание максимальных тормозных сил на колеса автомобиля.
Принцип регулирования с помощью ABS тормозного момента в колесных тормозных механизмах основан на том, что во время блокирования колеса его угловая скорость резко уменьшается.
Процесс регулирования торможения колеса циклический. Это связано с инерционностью как самого колеса, так и тормозного привода, а также элементов ABS Качество регулирования оценивается по тому, в каком диапазоне поддерживает ABS скольжение тормозящего колеса (этот диапазон зависит от частоты, с которой система может осуществлять рабочий цикл). Большая амплитуда значений коэффициента скольжения ухудшает комфортабельность при торможении (появляется «дергание» автомобиля), а элементы конструкции автомобиля в таком случае испытывают дополнительные нагрузки.
ABS должна:
- обеспечивать минимальный тормозной путь в соответствии с регламентированными нормами;
- не препятствовать плавному (без рывков) торможению;
- обладать адаптивностью, т.е. приспосабливаться к изменению внешних условий (например, изменению состояния поверхности дороги);
- не препятствовать торможению в случае своего выхода из строя;
- сигнализировать о своем выходе из строя и осуществлять диагностику возникших неисправностей;
- отвечать общим требованиям к элементам конструкции автомобиля (надежность, низкая стоимость и др.).
Независимо от конструкции, ABS включает следующие элементы:
- датчики, дающие первичную информацию об угловой скорости тормозящего колеса (или о замедлении тормозящего колеса, или о давлении рабочего тела в тормозном приводе - в зависимости от алгоритма функционирования);
- блок управления (обычно электронный), который обрабатывает информацию, поступающую от датчиков, и дает команду исполнительным механизмам;
- исполнительные механизмы, которые в зависимости от поступающей из блока управления команды уменьшают или удерживают на постоянном уровне давление в приводе колесных тормозов.
Датчики угловых скоростей обычно во всех ABS индуктивно-частотные (представляют собой, по сути, импульсные генераторы), состоящие из ротора в виде зубчатого диска или зубчатого (либо перфорированного) кольца из магнитного сплава, вращающегося вместе с колесом или элементами его привода, и катушки индуктивности, установленной неподвижно на некотором расстоянии от зубьев ротора (это расстояние часто называют воздушным зазором). При прохождении зубьев ротора мимо катушки в результате изменений ее электромагнитного поля создается напряжение переменного тока с частотой и амплитудой, прямо пропорциональными угловой скорости ротора (а значит, и колеса).
ABS автомобиля «встроенная»: элементы ABS являются дополнением к рабочей тормозной системе (описанная выше рабочая тормозная система включает в себя тормозные механизмы колес, главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, соединительные шланги и трубки, датчик аварийного уровня тормозной жидкости, контрольную лампу) в виде специальных устройств-датчиков угловых скоростей колес, гидравлического блока, электронного блока управления тормозами, реле ABS предохранителей, соединительной электропроводки (с разъемами), а также контрольной сигнальной лампы неисправности ABS с модулем управления этой лампой.