На описываемых автомобилях применяется ABS с тремя датчиками - по одному на передних колесах, а также один датчик на два задних колеса. Датчик задних колес на автомобилях с приводом на два колеса расположен в удлиненной части кожуха коробки передач, а на полноприводных автомобилях - в кожухе раздаточной коробки. Таким образом, с электронного блока системы осуществляется раздельное управление тормозами передних колес и общее управление задними тормозами.
Электрогидравлический модулятор (EHCU)
Модулятор ABS расположен на левом лонжероне рамы. Данным элементом контролируется давление в суппортах, что предотвращает блокировку колес при экстренном торможении (см. иллюстрацию). Это обеспечивается за счет наличия клапана контроля давления в тормозной системе (BPMV) и электронного блока управления тормозной системы (ЕВСМ). При регистрации в блоке ЕВСМ блокировки колес (на основании сигналов колесных датчиков) происходит срабатывание клапана BPMV, и давление в соответствующем суппорте снижается. После стабилизации скорости колеса в его суппорте снова создается первичное давление. Данный цикл повторяется множество раз за одну секунду, что проявляется пульсацией в тормозной педали.
2.2 Электрогидравлический модулятор ABS (EHCU) расположен продольно на левом лонжероне рамы, под водителем
Примечание: модулятор может создавать давление в гидросистеме, превышающее давление. создаваемое тормозным цилиндром. Исключена возможность включения тормозов непосредственно с модулятора.
Наряду с выполнением функции получения и обработки данных, поступающих с колесных датчиков, а также контроля давления в гидросистеме, в ЕВСМ также происходит контроль состояния системы и регистрация диагностических кодов, соответствующих специфическим неполадкам, которые могут возникать в тормозной системе.
Колесные датчики
На каждом переднем колесе установлен датчик скорости. Датчики расположены на передних ступицах/подшипниках. В подшипник интегрировано зубчатое импульсное колесо датчика. При повреждении кольца необходимо заменить ступицу/подшипник целиком. При выходе из строя чувствительного элемента датчика, который имеет болтовое крепление к ступице, следует произвести отдельную замену элемента. Датчики не подлежат регулировке или разборке.
Скорость задних колес контролируется датчиком скорости VSS, который расположен в удлиненной части кожуха коробки передач на автомобилях с двухколесным приводом, и в кожухе раздаточной коробки на полноприводных моделях. Более подробное описание датчика VSS приведено в главе 6.
Определение скорости вращения колеса в датчике происходит по оборотам зубчатого импульсного колеса. При прохождении зуба колеса рядом с чувствительным элементом происходит генерация переменного импульса. Частота переменных импульсов напрямую зависит от оборотов колеса. При поступлении импульсов датчиков в ЕВСМ осуществляется контроль изменения скорости колес. При определении блокировки колеса с ЕВСМ происходит включение системы ABS.
Аварийные индикаторы
ABS имеет функцию самодиагностирования. Всякий раз при запуске двигателя в ЕВСМ проводится диагностирование системы. На панели приборов имеется два аварийных индикатора тормозной системы: красный индикатор «Brake» и янтарный «ABS». Каждый из индикаторов имеет определенные функции. Включение индикатора «Brake» происходит при возникновении в тормозной системе неполадок общего характера, например, падение уровня тормозной жидкости. Данный индикатор также включается при включении стояночного тормоза. Если индикатор не отключается после выключения стояночного тормоза, необходимо проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра (см. главу 1).
Янтарный индикатор «ABS» включается при возникновении неполадок в ан-тиблокировочной системе, которые не относятся ко всей тормозной системе. Включение индикатора сигнализирует об утрате функции ABS, однако тормозная система при этом остается работоспособной в обычном режиме. Диагностирование и ремонт в этом случае производятся в условиях фирменной станции.
Проверка
Диагностирование следует производить на станции техобслуживания и ремонта с использованием специального оборудования, но механику-автолюбителю под силу провести ряд простых проверок перед направлением автомобиля на станцию.
- а) Осмотрите соответствующие плавкие предохранители.
- b) Убедитесь в надежности соединения электроразъемов блока управления и гидрорегулятора ABS.
- с) Убедитесь в целостности проводов и надежности соединения разъемов колесных датчиков и датчика стоп-сигналов.
- d) Осмотрите линии гидросистемы, суппорты и колесные цилиндры.
Если в ходе вышеописанных проверок не была выявлена причина неисправности, автомобиль следует направить на станцию техобслуживания и ремонта для проведения диагностики с использованием специального оборудования. В силу сложности данной системы, выполнение ремонтных работ следует поручать высококвалифицированным специалистам.