Примечание: как правило, проверка уровней эксплуатационных жидкостей производится по прохождению каждых 400 км или еженедельно. Иногда в ходе проведения специфических процедур обслуживания требуется определить уровень той или иной жидкости. Если под автомобилем обнаружены следы утечки, необходимо определить причину и устранить неполадку немедленно, независимо от пробега или интервала времени эксплуатации.
1. Эксплуатационные жидкости применяются в системах смазки и охлаждения двигателя, гидросистеме тормозов, а также в омывателе стекла. В силу того, что жидкости с течением времени эксплуатации имеют свойство терять уровень и загрязняться, существует периодическая потребность в их доливке и замене. Перед добавлением в систему жидкости обратитесь к подразделам «Рекомендованные смазки и жидкости» и «Объемы» в спецификациях, приведенных в конце данной главы.
Примечание: перед проверкой уровня эксплуатационных жидкостей убедитесь в том, что автомобиль стоит на горизонтальной поверхности.
Моторное масло
2. Уровень моторного масла проверяется с помощью щупа, расположенного в блоке цилиндров двигателя. Щуп вставлен в трубку, которая достигает дна поддона (см. иллюстрацию).
4.2. Щуп для определения уровня моторного масла расположен в правом переднем углу двигателя
3. Проверяйте уровень масла до за-пуска двигателя или спустя, по крайней мере, пять минут после его выключения. Если уровень измерить сразу после остановки двигателя, то часть масла еще не успеет стечь из верхней части картера, и на щупе отобразится пониженный уровень.
4. Извлеките щуп и, воспользовавшись чистой тканевой или бумажной салфеткой, вытрите с него масло. Вставьте чистый щуп в трубку до упора, затем снова извлеките. По меткам на щупе определите уровень масла, который должен находиться между верхней (F) и нижней (L) меткой или в зоне «SAFE» (см. иллюстрацию).
4.4. Уровень масла следует поддерживать в безопасном диапазоне, между обозначенными метками. Для того чтобы поднять уровень с отметки «L» до отметки «F», необходимо долить около 1 л масла
5. Не допускайте превышения допустимого уровня, так как это может повлечь забрасывание маслом свечей зажигания, вытекание масла или выход из строя сальников двигателя.
6. Перед заливкой масла в систему выкрутите крышку маслоналивной горловины, расположенную на клапанной крышке (см. иллюстрацию). Для предотвращения пролива рекомендуется воспользоваться воронкой.
4.6. Масло добавляется в систему смазки двигателя после откручивания крышки заливной горловины. Перед откручиванием крышки необходимо начисто протереть участок, прилегающий к горловине - это предотвратит засорение системы смазки
7. Проверка уровня моторного масла является чрезвычайно важной процедурой в профилактическом обслуживании. Если приходится часто добавлять масло в двигатель, проверьте, нет ли утечки. При наличии эмульсии или содержании капель жидкости в масле можно предположить разрушение прокладки головки блока цилиндров. Следует немедленно произвести диагностирование двигателя и проверить состояние моторного масла. Проверяя уровень масла, всегда пропускайте щуп между большим и указательным пальцем перед тем, как его протереть. При наличии на щупе инородных или металлических частиц произведите замену масла и фильтра (см. подраздел 8).
Жидкость системы охлаждения двигателя
Предупреждение 1: не допускайте попадания антифриза на кожные покровы людей или животных, а так же автомобильные и другие лакокрасочные поверхности. Участок, на который попал антифриз, следует немедленно помыть проточной водой. Не допускайте доступности хранящегося антифриза для детей или домашних животных, которые могут быть привлечены его сладковатым запахом. Проглатывание даже небольшого количества антифриза может привести к летальному исходу. Немедленно вытирайте пролитый антифриз с пола гаража. Храните канистры с антифризом герметично закрытыми, и немедленно устраняйте утечки в системе охлаждения. Отработанную охлаждающую жидкость необходимо направлять на утилизацию в специальные организации.
Предупреждение 2: не пытайтесь снять крышку радиатора или расширительного бачка при прогретом двигателе.
Примечание: в настоящее время во многих магазинах можно приобрести нетоксичный антифриз, но охлаждающую жидкость на основе антифриза данного типа также подлежит безопасной утилизации, в соответствии с экологическими требованиями.
Предостережение: запрещено подмешивать зеленый этиленгликолевый антифриз в оранжевый антифриз «DEX-COOL», не имеющий силикатных составляющих, поскольку при этом снижается эффективность последнего, который предназначен для эксплуатации в течение пробега 160000 км (или 5 лет).
8. На всех описываемых в данном руководстве моделях имеется расширительный бачок системы охлаждения, расположенный справа в моторном отсеке. Бачок соединен шлангами с системой охлаждения и радиатором.
9. Необходимо регулярно проверять уровень жидкости в бачке. Если двигатель не прогрет, уровень должен находиться чуть выше минимальной отметки COLD (см. иллюстрацию). По мере прогревания уровень поднимается до отметки НОТ. Если данное условие не выполняется, необходимо долить жидкость в систему охлаждения. Поверните и снимите крышку и долейте 50% водный раствор антифриза «DEX-COOL» (см. предостережение в начале данного подраздела).
4.9. Бачок для добавления охлаждающей жидкости расположен справа в моторном отсеке
10. Осуществите поездку на автомобиле и перепроверьте уровень охлаждающей жидкости. Если для достижения требуемого уровня требуется совсем незначительная доливка, добавьте в систему чистую воду. Следует отметить, что повторная доливка чистой воды может привести к снижению концентрации раствора антифриза в системе. Для поддержания требуемой концентрации в дальнейшем следует доливать в систему только раствор антифриза. Для приготовления раствора антифриза рекомендуется воспользоваться прозрачной пластмассовой бутылкой. Не добавляйте в раствор антикоррозионные или другие присадки.
11. Замкнутая система охлаждения не требует регулярной доливки жидкости. Если приходится делать это часто, вероятно, в системе есть течь. Осмотрите радиатор, все шланги и соединители, крышку заливной горловины, штуцеры слива жидкости и стравливания воздуха из системы, а так же насос системы (см. подраздел 14). Если течь будет обнаружена, устраните ее как можно скорее. При отсутствии утечки охлаждающей жидкости проверьте давление, которое в состоянии удерживать крышка радиатора, обратившись на фирменную станцию.
12. При необходимости снять крышку радиатора дождитесь остывания двигателя, затем оберните плотной тканью и слегка поверните ее. Если из горловины радиатора начнет выходить пар или вытекать жидкость, дождитесь полного остывания двигателя, затем снимите крышку.
13. В ходе определения уровня проверьте состояние охлаждающей жидкости. При наличии коричневого или ржавого оттенка следует произвести слив жидкости, промывку и заполнение системы. Даже при внешне удовлетворительном состоянии происходит снижение антикоррозионных свойств жидкости с течением времени, таким образом, следует строго придерживаться интервалов ее замены. Заправленную обычным раствором зеленого антифриза систему необходимо обслуживать чаще.
Жидкость омывателя стекол
14. Жидкость омывателя содержится в пластмассовом бачке, расположенном слева в моторном отсеке (см. иллюстрацию).
4.14. Чтобы проверить уровень жидкости в бачке омывателя, необходимо предварительно откинуть его крышку
15. При умеренном климате в омыватель может заправляться обычная вода, но, помня о свойствах воды увеличивать объем при замерзании, не заполняйте бачок более чем на две трети. При эксплуатации в условиях холода заправляйте омыватель только специально предназначенной для этого незамерзающей жидкостью, которую можно приобрести в большинстве автомагазинов. Разбавьте жидкость водой в пропорциях, указанных на этикетке канистры.
Предостережение: не заправляйте омыватель антифризом системы охлаждения, который агрессивен по отношению к лакокрасочным поверхностям автомобиля.
16. Для предотвращения обледенения перед применением омывателя следует прогреть ветровое стекло, направив на него обдув отопителя.
Электролит аккумулятора
17. Устанавливаемые на описываемые автомобили аккумуляторы полностью герметичны (кроме вентиляционной трубки), а их конструкцией не предусмотрено наличие заливных пробок. В данный тип батарей никогда не производится залив электролита. Если на автомобиле установлен обслуживаемый аккумулятор, то периодически необходимо откручивать расположенные сверху пробки банок для контроля уровня электролита. Проведение данной проверки особенно актуально в жаркую летнюю погоду. В аккумулятор допустимо доливать только чистую дистиллированную воду.
Жидкость гидросистемы тормозов
18. Бачок главного тормозного цилиндра расположен в верхнем левом углу задней перегородки моторного отсека.
19. Поскольку бачок прозрачный, уровень жидкости можно определить без снятия крышки (см. иллюстрацию). Перед снятием крышки бачка необходимо протереть прилегающий к ней участок, чтобы предотвратить засорение тормозной гидросистемы при последующем добавлении жидкости.
4.19. Не допускайте падения уровня тормозной жидкости ниже отметки MIN
20. При добавлении жидкости не допускайте ее пролива мимо бачка на прилегающие окрашенные поверхности. Смешивание различных типов тормозной жидкости может повредить элементы гидросистемы (см. "Рекомендованные смазки и эксплуатационные жидкости" или "Руководство владельца").
Предупреждение: тормозная жидкость опасна для глаз и для лакокрасочных покрытий. Будьте осторожны при ее переносе и заливе. Не используйте жидкость, хранившуюся в открытой емкости на протяжении длительного времени, поскольку, поглотив влагу из воздуха, она может утратить тормозную эффективность.
21. Сняв крышку, убедитесь в отсутствии грязи внутри бачка главного тормозного цилиндра, а также в тормозной жидкости. При наличии в бачке инородных частиц следует перезалравить систему новой жидкостью.
22. После долива жидкости до требуемого уровня в бачке необходимо плотно затянуть его крышку, чтобы предотвратить утечку.
23. В бачке тормозного цилиндра будет наблюдаться незначительное падение уровня жидкости по мере износа передних тормозных колодок. Если постоянно требуется поддерживать установленный уровень жидкости в бачке, значит, в тормозной системе имеется течь. Немедленно определите и устраните неисправность. Исследуйте трубки и шланги системы, а так же их соединения (см. подраздел 19).
24.Если после проверки уровня жидкости наблюдается полное или почти полное опустошение одного или обоих бачков, следует прокачать и тщательно исследовать гидросистему тормозов (см. главу 9).