Примечание: описываемые автомобили имеют функцию, за счет наличия которой при необходимости в замене масла на приборном щитке включается сигнальный индикатор. Определение пригодности масла к дальнейшей эксплуатации в данной системе происходит на основании сопоставления множества факторов. Как правило, индикатор не включается ранее установленного интервала замены масла в ходе техобслуживания, но при этом не рекомендуется увеличивать данный интервал, поскольку его сокращение позитивно отражается на моторесурсе двигателя. Если принято решение проводить данный вид техобслуживания в соответствии с показаниями индикатора системы, после его включения не следует превышать пробег в 16000 км до замены масла.
1. Регулярная замена моторного масла и фильтра является лучшей профилактической мерой, которую может предпринять механик-любитель при обслуживании двигателя, так как с течением времени моторное масло утрачивает вязкость и насыщается инородными частицами, что приводит к преждевременному выходу из строя деталей силового агрегата.
2. Хотя по некоторым методикам обслуживания предписывается производить замену фильтра каждую вторую замену масла, создатели руководства рекомендуют заменять его при каждой замене масла, что обуславливается сравнительной дешевизной данного элемента, а также простотой выполнения его замены.
3. Перед началом данной процедуры убедитесь в наличии всех необходимых инструментов и приспособлений (см. иллюстрацию).
8.3. Для замены моторного масла и фильтра понадобятся следующие приспособления и средства безопасности: 1. Приемная емкость - Следует подобрать мелкий, но достаточно габаритный поддон для предотвращения пролива масла; 2. Резиновые перчатки - При выкручивании сливной пробки и масляного фильтра следует предохранять руки от попадания масла. Перчатки также защищают от ошпаривания; 3. Удлинительный рычаг - Иногда сливная пробка оказывается чрезвычайно сильно затянутой, и для ослабления усилия ее затяжки приходится использовать удлинительный рычаг; 4. Торцовая головка - Применяется для выкручивания сливной пробки в комплексе с удлинительным или обычным рычагом. Размер головки должен соответствовать размеру пробки; 5. Приспособление для выкручивания масляного фильтра - Представляет собой рычаг с металлической полосой, которая охватывает фильтр по окружности; 6. Насадка для выкручивания масляного фильтра - Устанавливается на основании фильтра, и используется в комплексе с обычным или удлинительным рычагом. Для выкручивания различных типов фильтров применяются разные насадки
4. Так же запаситесь достаточным количеством ветоши и старых газет для впитывания пролитого масла. Доступ к днищу автомобиля существенно улучшится, если автомобиль будет поднят на подъемнике, установлен на наклонные плоскости или специальные опоры, применяемые после подъема автомобиля домкратом.
Предупреждение: запрещено выполнять процедуру под автомобилем, который опирается только лишь на гидравлический или обычный домкрат.
5. Перед первой самостоятельной заменой масла определите местонахождение сливной пробки поддона и фильтра системы смазки.
6. Прогрейте двигатель до рабочей температуры. При необходимости во время прогревания двигателя подготовьте к применению новое моторное масло или приспособления. В конце данной главы, в разделе «Рекомендованные смазки и жидкости», приведен требуемый тип моторного масла.
7. Разогрев моторное масло (разогретое масло с осадком эффективно вытекает из системы), поднимите и надежно подоприте автомобиль. Убедитесь в надежности фиксации поднятого автомобиля.
8. Снимите брызговик, расположенный со стороны днища автомобиля. Поместите под автомобиль необходимые инструменты, а также ветошь и газеты для впитывания масла. Поместите приемную емкость под сливной пробкой поддона. Точно расположите поддон, с учетом того, что масло начнет вытекать после выкручивания пробки под некоторым давлением, что может изменить направление струи.
9. Не прикасаясь к горячим элементам выхлопной системы, выкрутите соответствующим ключом сливную пробку, которая расположена снизу поддона картера (см. иллюстрацию). Несколько последних оборотов сливной пробки при ее выкручивании из поддона следует выполнять в защитных перчатках, чтобы избежать ошпаривания горячим маслом.
8.9. Чтобы выкрутить пробку поддона, не скруглив при этом ее ребра, следует воспользоваться соответствующим накидным ключом или торцовой головкой
10. Слейте масло из системы двигателя в поддон, который, возможно, придется перемещать по ходу процедуры, поскольку поток масла в завершающей стадии превращается в тонкую струйку.
11. После слива масла протрите сливную пробку чистой тканевой салфеткой. Даже те металлические и инородные частицы, которые скопились на пробке, способны немедленно загрязнить новое масло.
12. Очистите область, прилегающую к отверстию, и установите сливную пробку, затем надежно затяните ее. При наличии динамометрического ключа воспользуйтесь им для соблюдения требуемого момента затяжки.
13. Переместите приемную емкость под масляный фильтр.
14. Ослабьте усилие затяжки масляного фильтра с помощью специального приспособления.
8.14. Так как фильтр затянут с высоким усилием, придется воспользоваться специальным приспособлением для выкручивания; НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ это приспособление для затягивания нового фильтра при установке
15. Полностью выкрутите фильтр. Следует отметить, что он полностью заполнен маслом, которое следует осторожно слить в приемную емкость, после чего опустить фильтр на опорную поверхность.
16. Сравните снятый и новый фильтры, чтобы убедиться в соответствии их типов.
17. Протрите чистой салфеткой установочную поверхность масляного фильтра на блоке цилиндров. Остатки старого масла будут коптить при работе двигателя, а так же помешают установить должным образом новый фильтр. Убедитесь в том, что к поверхности блока цилиндров не прилипла прокладка старого фильтра (при необходимости воспользуйтесь фонариком). Прилипшую прокладку можно удалить при помощи скребка.
18. Смажьте резиновую прокладку нового фильтра чистым моторным маслом (см. иллюстрацию).
8.18. Перед установкой нового фильтра смажьте его уплотнитель чистым моторным маслом
19. Поместите новый фильтр на блок цилиндров в соответствии с направлением затяжки, обозначенным на корпусе фильтра или упаковочной коробке. Большинство производителей не рекомендуют использовать приспособление при затягивании фильтра, поскольку при этом появляется риск повредить прокладку.
20. Извлеките из-под автомобиля использовавшиеся инструменты, ветошь и т. д., не допуская пролива отработанного масла из сливного поддона, затем опустите автомобиль на опорную поверхность.
21. Перейдите к моторному отсеку и определите местонахождение крышки горловины для залива масла.
22. Залейте новое масло в двигатель через маслоналивную горловину в клапанной крышке. При этом воспользуйтесь воронкой, чтобы предотвратить пролив.
23. Залейте в систему масло в объеме, приведенном в спецификациях данной главы (в конце), воспользовавшись воронкой. Сделайте паузу в несколько минут, чтобы масло успело стечь в поддон, затем проверьте уровень по щупу (см. подраздел 4). Если уровень находится около верхней отметки, запустите двигатель, чтобы началась циркуляция в системе.
24. На одну минуту запустите двигатель, затем заглушите его. Убедитесь в том, что масло не протекает из-под сливной пробки поддона и фильтра.
25. После начала циркуляции залитого масла и наполнения фильтра перепроверьте уровень по щупу и при необходимости произведите доливку.
26. После первых поездок, осуществленных после замены масла и фильтра, всякий раз необходимо контролировать уровень и проводить осмотр на наличие утечки.
27. Отработанное моторное масло непригодно к использованию по прямому назначению, и подлежит утилизации. Утилизация проводится специальными организациями после сдачи туда отработанного масла. После остывания отработанного масла слейте его в пластмассовую емкость и сдайте в утиль. Запрещено сливать отработанное масло в землю или в канализацию.
Функция контроля качества масла в системе
28. Данная функция предусмотрена в микропроцессоре системы управления. На основании сопоставления оборотов и температуры двигателя в блоке управления системы определяется срок необходимой замены масла. При этом на щитке приборов включается индикатор «Change engine oil».
29. После замены масла и фильтра, независимо от принятых интервалов: в соответствии с приведенным в данном руководстве графиком обслуживания или при включении индикатора, необходимо переустановить функцию системы.
30. Для переустановки необходимо поместить ключ зажигания в положение «RUN» (не запуская двигатель) и за пять секунд три раза быстро нажать/отпу-стить педаль акселератора. Мигание индикатора в течение пяти секунд свидетельствует о правильной переустановке системы. Если мигания индикатора не происходит, следует повторить процедуру переустановки.
31.Если автомобиль имеет дисплей оповещения водителя на панели приборов (DIS), систему контроля качества масла в двигателе следует переустановить, нажимая на кнопку доступа к информации так, чтобы отобразилось оповещение «ENGINE OIL LIFE». После этого необходимо нажать и удержать кнопку выбора до переустановки системы.