Пластмассовые детали
Ниже описывается процедура устранения мелких царапин и сколов с поверхности пластмассовых деталей. Восстановление серьезных повреждений необходимо поручать профессиональным специалистам соответствующего профиля или представителям производителя. Ниже приводится список оборудования и материалов, необходимых для восстановления пластмассовых деталей. Вместо рекомендованных материалов или инструментов фирменного производства допустимо использование эквивалентных средств другого производителя.
- Растворитель для снятия воска, смазки и силикона
- Клейкая лента на тканевой основе
- Шлифовальные диски
- Электродрель с держателем под трехдюймовый диск
- Шлифовальный брусок
- Резиновый шпатель
- Наждачная бумага
- Палитра из непористого материала
- Деревянный шпатель или тупой нож
- Рашпиль
- Материалы из ремкомплекта для восстановления пластмассовых деталей
Гибкие панели (облицовка переднего и заднего бампера)
1. При необходимости снимите поврежденную панель. Часто ремонт проводится без снятия панели.
2. Очистите поврежденный участок, нанося растворитель для снятия воска, смазки и силикона тканевой салфеткой, смоченной в воде.
3. Если повреждение затронуло панель насквозь, очистите также участок повреждения с обратной стороны. Высушите панель.
4. Ошлифуйте заднюю сторону поврежденного участка с выступанием на 15-30 мм за повреждение.
5. Отрежьте два куска стекловолоконной ткани такой площади, чтобы они перекрывали повреждение на 15-30 мм. Не вырезайте чрезмерно большие заплаты.
6. Произведите смешивание адгезивного состава из ремкомплекта в соответствии с инструкцией по применению и нанесите его на обратную сторону поврежденного участка слоем приблизительно 3 мм. Перекройте повреждение не менее чем на 15-30 мм.
7. Поместите на нанесенный слой один из отрезков стекловолоконной ткани и нанесите адгезионный состав поверх ткани. Поместите второй отрезок ткани и тотчас покройте его еще одним слоем так, чтобы состав полностью пропитал обе стеклотканевые заплаты.
8. Дождитесь высыхания состава в течение получаса при температуре 15-20°С.
9. При необходимости удалите излишек материала с кромок восстановленного участка.
10. Полностью снимите лакокрасочное покрытие с области, прилегающей к повреждению. Восстановительный материал не должен перекрывать лакокрасочное покрытие.
11. Воспользовавшись дрелью со шлифовальным диском, прорежьте вдоль повреждения V-образную борозду шириной приблизительно 12 мм. Очистите восстанавливаемую область от пыли и частиц материала.
12. Смещайте и нанесите восстановительный состав. Сначала покройте тонким слоем весь восстанавливаемый участок, затем заполните борозду так, чтобы восстановительный материал слегка выступал над поверхностью детали.
13. Дождитесь высыхания состава в течение получаса при температуре 15-20°С.
14. Воспользовавшись напильником, предварительно придайте восстанавливаемому участку контур поверхности детали. Если на участке образуются раковины или провалы, приготовьте дополнительную порцию восстановительного состава и нанесите на участок.
15. Обработайте участок шлифовальным бруском, чтобы точно придать ему контуры поверхности восстанавливаемой детали.
16. При необходимости временно нанесите на восстанавливаемый участок несколько защитных слоев порозаполнителя. Поскольку окрашивание пластмассовых деталей имеет ряд специфических особенностей, для окрашивания восстановленной детали рекомендуется обратиться в малярную мастерскую.
Стальные панели кузова
Придерживайтесь последовательности в соответствии с приведенными иллюстрациями
Устранение мелких царапин
17. Если поцарапано только лакокрасочное покрытие, а металл не задет, устранить царапину очень просто. Протрите область царапины восстановителем или очень тонкой шлифовальной пастой, чтобы удалить тонкий слой краски и восковое покрытие вокруг царапины. Ополосните обработанное место чистой водой.
18. Нанесите мягкой кисточкой тонкий слой жидкой краски на царапину; повторите эту операцию несколько раз, пока поверхность лакокрасочного покрытия не выровняется. Высушите новую краску в течение, по крайней мере, двух недель, затем отполируйте это место при помощи полировочной пасты и нанесите защитное восковое покрытие.
19. Если царапина достигла металла кузова, это может стать причиной коррозии металла. Удалите ржавчину с металла перочинным ножом, затем нанесите антикоррозионное покрытие для предотвращения коррозии в будущем. С помощью резинового или нейлонового шпателя заполните царапину шпаклевочной пастой. При необходимости пасту можно разбавить растворителем, что дает возможность заполнения узких царапин. Прежде, чем шпаклевочная паста затвердеет, оберните палец хлопчатобумажной тканью, смочите ее растворителем, затем быстро проведите ею вдоль царапины. При этом поверхность шпаклевочной пасты будет слегка продавлена. Далее царапину можно закрасить, как описано выше.
Восстановление кузовных деталей, имеющих вмятины
20. При глубоких вмятинах кузова автомобиля первая задача состоит в том, чтобы вытянуть вмятину для придания кузову первоначальной формы. Поскольку полное выправление вмятины маловероятно, целесообразно выправление вмятины до уровня, который приблизительно на 3 мм ниже уровня неповрежденной части детали. В случае образования небольшой вмятины, не стоит пробовать вытягивать ее вообще.
21. Если возможен доступ к вмятине изнутри, ее можно аккуратно выправить молотком с деревянной или пластмассовой головкой. В процессе выправления необходимо снаружи прижать подходящий деревянный брусок для поглощения ударов молотка и, таким образом, предотвращения выпучивания металла наружу.
22. Если вмятина находится в части кузова. имеющей двойной слой металла, или, если доступ изнутри невозможен по каким-то другим причинам, используют различную технику. Просверлите несколько отверстий небольшого диаметра в поврежденной области, преимущественно в самых глубоких местах. После этого вверните длинные самонарезающие винты в отверстия так, чтобы они крепко держались в металле. Выправите вмятину, вытягивая винты при помощи плоскогубцев.
23. Следующая стадия восстановления - удаление краски с поврежденной области и вокруг нее примерно на 2 см. Это можно сделать при помощи металлической щетки, вставленной в дрель, или вручную, с помощью наждачной бумаги. Чтобы закончить подготовку к нанесению шпаклевки, нанесите на поверхность металла бороздки отверткой или просверлите маленькие отверстия в поврежденной области. Это обеспечит хорошее сцепление шпаклевочной пасты с металлом.
Завершающие операции ремонта см. раздел "Шпаклевка и окраска".
Восстановление кузовных деталей, имеющих коррозионные отверстия или глубокие повреждения
24. Воспользовавшись металлической щеткой-насадкой, вставленной в дрель, удалите всю краску с восстанавливаемой поверхности и в области, прилегающей на расстоянии двух сантиметров к участку повреждения. Если такое приспособление отсутствует, можно произвести шлифовку вручную, с помощью наждачной бумаги.
25. После удаления краски необходимо оценить степень подверженности коррозии и принять решение о замене детали (если это возможно) или восстановлении поврежденной области. Новые детали кузова не столь дороги, как думает большинство автолюбителей, и замена деталей - часто более быстрое и простое решение, чем попытка восстановить ржавую поверхность на большой площади.
26. Удалите все детали, установленные в поврежденной области кроме тех, которые будут необходимы как ориентиры при формировании первоначальной поверхности. Затем ножницами для металла или ножовочным полотном срежьте весь металл, сильно поврежденный коррозией. Загните края отверстия внутрь молотком, чтобы создать опору при заполнении шпаклевкой.
27. С помощью проволочной щетки удалите порошкообразную ржавчину с оставшегося металла Нанесите на поврежденную область преобразователь ржавчины; если доступна внутренняя часть ржавой области, обработайте также и ее.
28. До начала заполнения поврежденного участка шпаклевкой необходимо каким-либо образом закрыть отверстие.
Это можно сделать с помощью алюминиевой или пластмассовой сетки, либо алюминиевой фольги.
29. После того, как отверстие будет закрыто, можно перейти к шпаклевке и окраске восстанавливаемого участка (см. следующий раздел).
Шпаклевка и покраска
30. Существует множество типов шпаклевочных паст, однако наилучшими считаются полимеризирующиеся составы, которые продаются в наборах, содержащих баночку пасты и тюбик отвердителя. Для работы также понадобится широкий и гибкий пластмассовый или нейлоновый шпатель с гладкими, хорошо обработанными краями для окончательной доводки зашпаклеванной поверхности. Приготовьте немного шпаклевки на чистом куске картона или фанеры, тщательно соблюдая пропорции пасты и отвердителя в соответствии с инструкцией изготовителя, иначе шпаклевка затвердеет слишком быстро, или не затвердеет никогда.
31. С помощью шпателя наложите шпаклевку на восстанавливаемый участок и разровняйте ее так, чтобы получить необходимую поверхность. Когда контур шпаклеванной поверхности будет близок к требуемому, сделайте перерыв в работе. В противном случае шпаклевка начнет прилипать к шпателю. Продолжайте накладывать тонкие слои шпаклевки каждые двадцать минут, до тех пор, пока ее уровень не сравняется с окружающим металлом.
32. После затвердевания шпаклевки можно удалить избыток при помощи металлического скребка или напильника. Дальнейшая обработка выполняется с использованием наждачной бумаги с постепенно уменьшающейся зернистостью: начиная с бумаги класса 40 и заканчивая водостойкой бумагой класса 400. Всегда оборачивайте наждачную бумагу вокруг куска плоской резины, пробки, или деревянного бруска - иначе поверхность шпаклевки не будет гладкой. В процессе сглаживания поверхности шпаклевки наждачную бумагу необходимо периодически смачивать в воде.
33. Операция заканчивается, когда вокруг восстановленного участка образуется кольцо чистого металла, который, в свою очередь, окружен лакокрасочным покрытием. Помойте восстанавливаемую область чистой водой, чтобы удалить все продукты шлифовки.
34. Напылите на ремонтируемый участок тонкий слой грунтовки - это поможет определить, где шпаклеванная поверхность имеет дефекты. Устраните эти дефекты свежеприготовленной шпаклевкой и снова ошлифуйте участок наждачной бумагой. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не будет достигнуто требуемое качество отремонтированной поверхности Помойте поверхность водой и дождитесь ее полного высыхания.
Следующие фото иллюстрируют восстановление кузовных деталей, имеющих небольшие вмятины. Иллюстрации дополняют подраздел «Ремонт кузова - незначительное повреждение» этой главы. Не следует использовать фото как единственное руководство при восстановлении кузовных деталей описываемых в данном руководстве автомобилей.
1. Если нет возможности выдавить вмятину с обратной стороны, устраните ее, воспользовавшись приспособлением для вытягивания. Просверлите или пробейте на расстоянии не менее 25 мм от границы поврежденной области отверстие(я) в самой глубокой части вмятины или на ее ребре...
2. ... затем введите в отверстие захват приспособления и произведите вытягивание. Постукивайте молотком в области наружной границы вмятины, придавая кузовной детали первоначальную форму. Вытягивание вмятины следует производить до приближения поврежденной поверхности к своему первоначальному контуру. Поверхность вмятины после вытягивания должна находиться на 3 мм ниже уровня ближайшего неповрежденного участка металлической кузовной детали
3. Снимите краску поврежденной поверхности до металла, воспользовавшись крупноабразивным шлифовальным кругом или наждачной бумагой. Операцию предпочтительно выполнить, воспользовавшись электроприспособлением для шлифовки, подобным показанному на иллюстрации. Воспользовавшись наждачной бумагой с более мелким абразивным покрытием (класса 320), снимите краску с области, прилегающей к поврежденному участку на расстоянии 20 мм
4. После удаления краски появляется возможность оценить качество вытягивания вмятины наощупь, что является более эффективным, чем визуальная оценка. При необходимости произведите дополнительное вытягивание или вдавливание участков вмятины. Очистите ремонтируемый участок средством для смывания воскового или силиконового покрытия
5. Внимательно изучив сопроводительную инструкцию, приготовьте раствор шпаклевки и отвердителя. Строго соблюдайте пропорцию, иначе шпаклевка не затвердеет должным образом или затвердеет слишком быстро (до завершения шпаклевки и шлифовки поверхности)
6. Выравнивая поверхность с помощью пластмассового шпателя, не допускайте затвердевания пластичной шпаклевки, плотно накладывал ее на поверхность и добиваясь прочного схватывания. Нанесите шпаклевку таким образом, чтобы восстановленная поверхность приобрела контур, подобный первоначальному, и слегка над прилегающими поверхностями неповрежденных металлических кузовных деталей
7. Дождитесь затвердевания шпаклевки. Затвердевание считается полным, если шпаклевка не продавливается ногтем. При грубой обработке поверхности воспользуйтесь напильником для кузовных работ или приспособлением, которое представлено на иллюстрации
8. С помощью шлифовального бруса или приспособления для шлифовки, обтянутого крупноабразивной наждачной бумагой, ошлифуйте зашпаклеванную поверхность до придания ей гладкости. Завершите шлифовку, используя мелкоабразивную бумагу или брусок зернистостью от 360 до 400 единиц
9. На границе шпаклевки и металла, или металла и старой краски, не должно прощупываться перепада уровня. Выполните окончательную доводку обработанной поверхности, удалите пыль и абразивный материал с прилегающих металлических кузовных деталей и облицовочных панелей
10. Нанесите на восстанавливаемую область несколько слоев грунтовки. Не наносите чрезмерное количество грунта, так как при этом могут образоваться потеки. Нанесение следующего слоя следует производить только на высохший предыдущий слой. На иллюстрации представлен профессиональный краскопульт, но в ходе данной операции допустимо использование грунтовки в аэрозоле, которая имеется в продаже в большинстве автомагазинов
11. На поверхности, обработанной грунтовкой, могут проявиться невидимые ранее дефекты восстанавливаемой поверхности. Устраните их посредством нанесения лака. Следуйте сопроводительным инструкциям. После затвердевания лака отшлифуйте поверхность мелкоабразивной наждачной бумагой зернистостью 360-400 единиц. Произведите обработку лаком, шлифовку и нанесите грунтовки до получения идеально гладкой поверхности
12. Произведите заключительное шлифование загрунтованной поверхности мелкоабразивной наждачной бумагой зернистостью 400 или 600 единиц, чтобы удалить неровности слоя грунта. Ополосните восстанавливаемый участок водой и дождитесь его полного высыхания. Протрите участок чистой тканью, окончательно очищая его, и нанесите лакокрасочное покрытие. Не производите обработку или полировку воском восстанавливаемого участка до его полного высыхания (не менее двух недель)