Биение - амплитуда отклонения хвостовика вала от оси.
Вкладыш - часть втулки, помещаемой в цилиндр как поверхность подшипника трения для вала, поршневого пальца и т. д. Как правило, вкладыши являются сменными деталями.
Выработка поверхности - наличие царапин или борозд на поверхности. Стенка цилиндра может оказаться выработанной из-за наличия абразивных частиц, которые перемещаются поршневыми кольцами вверх и вниз.
Выступ подшипника - избыточная высота вкладышей, за счет наличия которой обеспечивается плотное прилегание обратной стороны подшипника к постели после сборки двигателя.
Газораспределительный механизм - клапанный механизм двигателя, к которому относятся детали от распредвала до клапанов.
Галтовка - снятие заусенцев с рабочих поверхностей подшипника.
Гильза - сменная втулка, запрессованная в блок двигателя. Внутренняя поверхность гильзы является стенкой цилиндра.
Демпфер - цилиндрический противовес, расположенный спереди коленвала. Демпфер является гасителем крутильных колебаний вала, вызванных действием поршней.
Детонация - процесс, возникающий при рассогласовании фаз зажигания и газораспределения и проявляющийся металлическим стуком.
Железная лазурь - синий пигмент, который применяется для определения площади контакта элементов. Применяется для определения ширины и расположения контакта головки клапана с седлом.
Заглушка - пробка из мягкого металла, которая установлена в отверстии рубашки охлаждения двигателя.
Задиры - вид износа, вызванного перемещением материала трущихся деталей. Проявляется как небольшие ямки или борозды на поверхности.
Зазор - пространство, находящееся между двумя элементами. Иногда определяется как расстояние, на которое может переместиться шестерня без перемещения зубчатого колеса, с которым она находится в зацеплении.
Зазор - расстояние между деталями одной группы например, между зубцами шестеренчатой передачи или между толкателем и штоком клапана.
Закругление - поперечный или наклонный скос острой кромки детали
Замена колец - процедура, включающая в себя замену поршневых колец и обработку стенок цилиндров.
Зеркало цилиндра - чрезвычайно гладкая поверхность стенки цилиндра.
Камера сгорания - пространство между находящимся в ВМТ поршнем и внутренней поверхностью головки блока цилиндров, где происходит сгорание топливовоздушной смеси.
Канавка поршня - паз в головке поршня, куда входит кольцо.
Капитальный ремонт - комплексное мероприятие, включающее в себя разборку агрегата, очистку и осмотр его деталей, необходимую замену или восстановление элементов, сборку всего узла и выполнение регулировки.
Картер - нижняя часть двигателя, в которой установлен коленвал. К картеру относится нижняя часть блока цилиндров и поддон двигателя.
Коленчатый вал - основной вал двигателя, расположенный в картере. Коленвал имеет шейки, к которым подсоединены шатуны. Данный вал преобразует прямолинейное движение поршней во вращение.
Комплексный проект - разборка и сборка двигателя с точным соблюдением спецификаций.
Конусность - постепенное изменение диаметра вдоль оси вала или отверстия. В цилиндре конусность является следствием неравномерного износа, который проявляется в большей степени сверху, чем снизу.
Коренной подшипник - баббитовый подшипник скольжения, на который опирается коленвал.
Кривошип - эксцентричный элемент коленвала, к которому подсоединен шатун.
Кривошип - элемент коленвала, к которому подсоединен шатун.
Кривошипная группа - проточенный или восстановленный коленчатый вал с новыми коренными и шатунными подшипниками.
Крышка коренного подшипника -чугунная крышка, которая крепится болтами снизу блока цилиндров и поддерживает коренной подшипник.
Крышки подшипников - крепящиеся болтами или гайками крышки, которые формируют опорную поверхность подшипников скольжения или вкладышей.
Магистраль - емкая полость в блоке цилиндров, по которой масло подводится для смазки подвижных деталей.
Маслоотражатель - ширма, расположенная около клапанного штока для отбрасывания масла.
Маслосъемное кольцо - нижнее поршневое кольцо. На поршне может быть установлено несколько маслосъемных колец. Такое кольцо служит для снятия избытка масла со стенки цилиндра в процессе перемещения поршня.
Масляный зазор - пространство для поступления смазки к трущимся элементам (шейкам вала и вкладышам).
Метка компрессионного кольца -небольшая точка или другая метка, которая расположена на верхней стороне компрессионного кольца.
Метчик - инструмент для нарезания резьбы в отверстии.
Механическая обработка - процесс, включающий в себя снятие металла с обрабатываемой поверхности посредством резания.
Н.Д. - наружный диаметр.
Нагар - мягкие или твердые отложения черного цвета, скапливающиеся в камере сгорания, на свечах, под кольцами и пол головками клапанов.
Обкатка - период эксплуатации, в течение которого происходит притирка и усадка сопрягаемых поверхностей новых или восстановленных деталей. В период обкатки предписывается эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме на протяжении определенного пробега.
Опорный подшипник - небольшой подшипник, расположенный в центре маховика (или в заднем хвостовике коленвала), в который входит передний хвостовик вторичного вала коробки передач.
Осевой люфт - расстояние, на которое может перемещаться установленный вал в продольном направлении.
Основание двигателя - термин, применяемый для обозначения блока цилиндров, коленвала, коренных подшипников и нижних головок шатуна как элементов одной группы.
Перемычка между канавками - часть поршня, расположенная между канавками поршневых колец.
Пластичный индикатор - плоская полоса пластичного материала, которая используется при измерении масляного зазора подшипника скольжения. Индикаторные полосы укладываются на шейки вала, после чего устанавливаются и притягиваются болтами крышки подшипников. Затем крышки снимаются, и по толщине раздавленных полос, с использованием переводной таблицы, определяется величина масляного зазора подшипника скольжения.
Поверхность обработки - поверхность детали, с которой снимается материал в ходе механической обработки.
Погрешность - отклонение полученного в ходе измерения результата от действительного значения.
Подшипники ремонтного размера - подшипники меньшего диаметра, устанавливаемые на переточенный коленчатый вал.
Поршень - цилиндрическая деталь двигателя, которая соединена с шатуном. Поршень перемещается в цилиндре. и под давлением сгорающей топливовоздушной смеси сообщает движение коленвалу через шатун.
Поршневое кольцо - кольцо, расположенное в канавке поршня и соприкасающееся со стенкой цилиндра. Кольца служат для создания уплотнения между поршнем и цилиндром, а также для удаления избытка масла со стенки цилиндра. В соответствии с предназначением различают компрессионные и маслосъемные кольца.
Поршневой палец - цилиндрический, как правило, пустотелый палец, проходящий через поршень и крепящий его к верхней головке шатуна.
Постель подшипника - верхняя опорная поверхность коренного подшипника.
Прессовая посадка - тугая посадка, созданная за счет превышения диаметром вала диаметра отверстия.
Притирка клапанов - абразивная обработка фаски и седла клапана, в результате которой образуется газонепроницаемое соединение.
Проволочный вкладыш - ремонтная деталь, применяющаяся для восстановления поврежденного или изношенного резьбового соединения. Вкладыш устанавливается в расточенное отверстие и формирует резьбу требуемого меньшего диаметра.
Прогонка - восстановление резьбы метчиком или плашкой.
Развертка - приспособление с рифлеными режущими кромками, предназначенное для обработки стенок цилиндров.
Распредвал - вал двигателя, имеющий кулачки для привода клапанного механизма. Приводится зубчатым ремнем или цепью через звездочку или зубчатое колесо.
Расточка - механическая обработка поверхности, выполняемая для увеличения размера цилиндра. Для резания применяется расточная оправка.
Рубашка охлаждения - полость вокруг цилиндров, которая находится между оболочками блока цилиндров или его головки. В рубашке циркулирует охлаждающая жидкость.
Сальник - уплотняющий элемент, служащий для предотвращения утечки масла. Как правило, является динами ческим уплотнением, надетым на хвостовик вращающегося вала.
Свободная высота - высота пружины в разгруженном состоянии.
Свободный ход - расстояние, на которое перемещается рычаг или педаль до приведения в действие механизма.
Сегментная шпонка - шпонка с закругленной обратной стороной (закругление видно сбоку).
Седло - поверхность, на которую опирается деталь. Например, седло клапана - это поверхность, на которую опирается клапанная головка.
Статический баланс - уравновешенность покоящихся элементов.
Степень сжатия - соотношение между объемами цилиндра при нахождении поршня в ВМТ и НМТ
Стук подшипников - звук, издаваемый при вращении элементами поврежденного или изношенного подшипника.
Ступенька - вид износа, проявляющегося на нижней части перемычки между канавками поршневых колец. Высота ступеньки определяет боковой люфт колец. Длина ступеньки от задней стенки канавки определяет зазор обратной стороны колец.
Сухари - составной крепеж, который удерживает тарелку пружины на штоке клапана.
Такт - перемещение поршня из НМТ в ВМТ или его путь в обратном направлении.
Толкатель - деталь, расположенная между кулачком распредвала и штоком или коромыслом клапана.
Уплотнительное кольцо - уплотнительный элемент кольцевой формы, изготовленный из соответствующего резинотехнического материала. Кольцо запрессовывается в паз для уплотнения соединения.
Упорная шайба - шайба, изготовленная из бронзы или упрочненной стали, устанавливаемая между двумя подвижными элементами для ограничения их продольного перемещения.
Упорный подшипник - коренной подшипник, имеющий упорную поверхность, за счет наличия которой ограничивается осевой люфт коленвала.
Усеченный блок - сменный блок цилиндров в сборе с коленвалом, поршнями и, как правило, распределительным валом.
Усталость материала - разрушение материала под действием циклических нагрузок. Проявляется в виде трещин, по которым вскоре происходит разрушение детали.
Установочная высота - высота пружины, измеренная в установленном состоянии. Например, расстояние от седла до обратной стороны тарелки клапанной пружины.
Хон- инструмент, приводимый электродвигателем, и применяющийся для удаления стекловидной пленки со стенок цилиндров в ходе замены поршневых колец.
Цилиндр - цилиндр двигателя или другое цилиндрическое отверстие, выполненное в корпусной детали. Термин применяется при описании процесса расточки или другой механической обработки с применением режущих инструментов. Диаметр цилиндра равен диаметру основного отверстия.
Чугун - сплав, в состав которого входит сталь и не менее 2% углеродных соединений. Из чугуна изготавливаются головки и блоки цилиндров. Это обусловливается тем, что данный материал сравнительно дешевый, а также тем, что он подходит для изготовления литых деталей.
Шатун - стержень, соединяющий кривошип коленвала с поршнем.
Шатунная крышка - деталь шатуна, которой он крепится к пальцу кривошипа.
Шейка - часть вала, которая находится в подшипнике.
Шпилька - металлический стержень, имеющий резьбу с обоих концов.
Шпонка - небольшая металлическая деталь, которая вводится в пазы двух соединенных деталей. Если зубчатое колесо имеет шпоночную посадку на валу, то наличие шпонки предотвращает проворачивание элементов друг относительно друга.
Щуп для измерения зазоров - тонкая металлическая полоска с выгравированной толщиной. Применяется для определения величины зазора путем сравнения.
Юбка поршня - часть поршня, расположенная под кольцами и отверстиями пальца.