Снятие
Примечание: перед снятием деталей шатуннопоршневой группы необходимо демонтировать головку блока цилиндров и поддон (см. главу 2А).
1. Проводя ногтем, проверьте наличие в цилиндре (около 6 мм от вершины) гребня, который может находиться в верхнем положении поршневого кольца. Если наличие гребней, образовавшихся в результате износа поверхностей цилиндров и скопления отложений нагара, подтвердится, полностью удалите дефекты, воспользовавшись специальным приспособлением (см. иллюстрацию). Придерживайтесь инструкций по пользованию инструментом. Попытка снять детали шатуннопоршневой группы без предварительного удаления имеющихся гребней может привести к повреждению поршней.
9.1. Удалите гребень, который находится в верхней части цилиндров, воспользовавшись специальной разверткой - это необходимо выполнить перед снятием поршней
2. После устранения образовавшихся гребней переверните блок цилиндров вверх дном, чтобы открылся доступ к коленвалу.
3. Перед снятием крышек коренных подшипников и шатунов проверьте осевой люфт шатунов, воспользовавшись набором щупов для измерения зазоров. Вводите щупы между торцовой поверхностью нижней головки первого шатуна и щекой коленчатого вала, пока не подберется щуп, который с небольшим сопротивлением проскальзывает в данном промежутке (см. иллюстрацию). Выполните описанную операцию на каждом шатуне. Осевой люфт будет соответствовать толщине щупа. Уточните в автомастерской допустимый предел по осевому люфту (как правило, он лежит в пределах 0.13 - 0.38 мм). Если осевой люфт выходит за предел, необходимо произвести замену шатунов. При установке новых шатунов (коленвала) осевой люфт может оказаться меньше установленного предела. В этом случае необходимо подвергнуть шатуны механической обработке. При необходимости обратитесь за консультацией в автомастерскую.
9.3. Проверьте осевой люфт шатуна, воспользовавшись набором щупов для измерения зазоров
Анализ состояния подшипников двигателя
Загрязнения
Неправильная сборка
Перезагрузка
Несовмещенность положений
Недостаток смазки
Коррозия
Недостаток смазки
4. Убедитесь в наличие идентификационных меток на шатунах и крышках подшипников. Если метки отсутствуют или плохо просматриваются, нанесите их, воспользовавшись фломастером или краской, отметив каждый шатун и крышку (например, 1, 2, 3, и т.д., в зависимости от номера цилиндра).
Предостережение: не применяйте пробойник и молоток для нанесения меток на шатуны, так как при выборе этого метода их можно повредить.
5. Поочередно ослабляйте болты крышки шатуна на пол-оборота за один подход до появления возможности выкрутить их вручную.
Примечание: в ходе последующей сборки обязательно следует установить новые болты крышек шатунных подшипников. Не выбрасывайте старые болты сразу после выкручивания, так как они должны использоваться при проверке масляного зазора подшипников шатунов.
6. Снимите крышку и вкладыш подшипника первого шатуна. Не допускайте выпадения вкладыша из крышки.
7. Извлеките вкладыш подшипника и вытолкните шатун/поршень через верх цилиндра. Подталкивайте шатун, уперев в рабочую поверхность подшипника ручку деревянного или пластмассового молотка. Если в процессе выталкивания будет ощущаться сопротивление, убедитесь в том, что гребень в верхней части цилиндра полностью удален.
8. Проведите описанную процедуру на остальных цилиндрах.
9. После снятия шатуннопоршневой группы снова соберите крышки и вкладыши подшипников с соответствующими шатунами, затянув болты крепления крышек вручную. Оставьте старые вкладыши в шатунах, чтобы исключить повреждение рабочих поверхностей до начала процедуры сборки.
10. Таким образом, поршни/шатуны готовы к осмотру и восстановлению в условиях автомастерской.
Установка поршневых колец
11. Перед установке поршневых колец на поршни измерьте зазоры разрезов. Предполагается, что боковые зазоры колец предварительно проверены.
12. Разложите поршни/шатуны и кольца в определенном порядке, что обеспечит возможность установки колец на те поршни и в те цилиндры, где производилось измерение зазоров.
13. Введите верхнее (первое) кольцо в первый цилиндр и, проталкивая поршнем, расположите его перпендикулярно стенкам цилиндра (см. иллюстрацию). Переместите кольцо к основанию цилиндра, в позицию, которая соответствует нижней мертвой точке поршня.
9.13. При измерении зазора следует расположить кольцо перпендикулярно стенкам цилиндров (это достигается путем проталкивания кольца в цилиндр поршнем, как показано на данной иллюстрации)
14. Для определения зазора разреза кольца вводите щупы в разрез до подбора щупа, ширина которого равна величине зазора (см. иллюстрацию). Такой щуп должен проскальзывать в разрезе с небольшим сопротивлением. Зазор компрессионного кольца должен лежать в пределах 0.25 - 0.50 мм, а зазор маслосъемного кольца не должен превышать 0.76 мм. В случае несоответствия полученного и приведенного значения еще раз убедитесь в правильности подбора колец. Обратитесь в автомагазин, где были приобретены кольца, за подтверждением соответствия их типа.
9.14. Расположив кольцо перпендикулярно стенкам цилиндра, произведите измерения зазора с помощью набора щупов
15. Если зазор кольца слишком мал, следует привести его в норму, иначе концы могут сомкнуться в процессе работы двигателя, что приведет к серьезному повреждению силового агрегата. При необходимости увеличьте зазор, аккуратно подпилив мелкозернистым напильником концы кольца. Закрепите напильник в тисках с мягкими накладками, расположите кольцо так, чтобы напильник оказался в зазоре и, медленно перемещая кольцо, расширьте промежуток до требуемого значения. Производите подпиливание, перемещая кольцо только лишь в направлении тисков, от наружного конца напильника (см. иллюстрацию).
9.15. Если зазор слишком мал. следует привести его в норму. Закрепите напильник в тисках и произведите подпиливание концов поршневого кольца
16. Если зазор кольца превышает норму лишь на 1 мм, то такое отклонение не следует считать критическим. Снова убедитесь в правильности выбора колец.
17. Проведите описанную процедуру с остальными кольцами первого цилиндра и с каждым кольцом в остальных цилиндрах. Не забывайте соблюдать соответствие колец, цилиндров и поршней.
18. После проверки и корректировки зазоров можно приступать к установке колец на поршни.
19. Как правило, сначала устанавливается маслосъемное кольцо (в нижнем положении на поршне), которое состоит из трех деталей. Установите расширитель/уплотнитель в канавку (см. иллюстрацию). Если предусмотрено наличие установочного штыря, убедитесь в том, что он вошел в отверстие, имеющееся в канавке поршневого кольца. Затем по той же методике установите верхнюю составляющую кольца (см. иллюстрацию). Не устанавливайте составляющие маслосъемного кольца с помощью специального приспособления, поскольку при этом может произойти повреждение деталей. Вместо этого поместите один конец составляющей в паз между уплотнителем и основанием канавки и жестко прижмите, обводя пальцем вокруг поршня и направляя составляющую кольца в канавку. Затем установите нижнюю составляющую таким же образом.
9.19a. Установите расширитель/уплотнитель в канавку
9.19b. He устанавливайте составляющие маслосъемного кольца с помощью специального приспособления
20. После установки маслосъемного кольца убедитесь в том, что верхнюю и нижнюю составляющую можно свободно проворачивать в канавке.
21. Затем установите второе (среднее) компрессионное кольцо. Как правило, на нем имеется метка, которая должна быть обращена вверх. Не спутайте верхние и средние компрессионные кольца, поскольку они имеют различные сечения.
Примечание: следуйте инструкциям, которыми снабжены новые наборы поршневых колец. Принципы установки колец различных производителей могут отличаться.
22. Убедитесь в том, что метка расположена на верхней стороне кольца, затем установите кольцо в среднюю канавку на поршне, воспользовавшись специальным приспособлением (см. иллюстрацию). Не раздвигайте кольцо более чем необходимо для его вхождения в поршневую канавку.
9.22. Установите второе и первое (верхнее) кольцо с помощью специального приспособления. Убедитесь в том, что метки колец обращены вверх
23. Подобным образом установите верхнее компрессионное кольцо. Убедитесь в правильности расположения метки кольца. Не спутайте первое и второе компрессионное кольцо.
24. Выполните описанные выше процедуры с остальными поршнями и кольцами.
Установка
25. Перед установкой поршней/шатунов убедитесь в абсолютной чистоте стенок цилиндров. Процедура проводится после предварительной установки коленчатого вала и закругления верхних кромок цилиндров посредством шлифовки.
26. Снимите крышку первого шатуна (обратите внимание на метки, нанесенные при снятии). Извлеките старые вкладыши и протрите чистой тканью (без ворса) рабочую поверхность подшипника на шатуне и его крышке. Следует поддерживать безупречную чистоту рабочих поверхностей.
Проверка масляного зазора шатунных подшипников
27. Очистите тыльную сторону нового верхнего вкладыша подшипника, затем установите его в шатун.
28. Убедитесь в совмещенности выступа вкладыша и выемки шатуна. Не усаживайте вкладыш подшипника с помощью молотка, а также не допускайте повреждения рабочей поверхности вкладыша. На данном этапе не производится смазывание вкладыша при установке.
29. Очистите тыльную сторону другого вкладыша подшипника и установите его в шатунную крышку. Убедитесь в совмещенности выступа вкладыша и выемки крышки. На данном этапе не производится смазывание вкладыша при установке. Чрезвычайно важно обеспечить безупречную чистоту сопрягаемых поверхностей подшипника, шатуна и крышки после сборки.
30. Расположите разрезы поршневых колец в указанном порядке (см. иллюстрацию).
9.30. Расположение разрезов колец
31. Смажьте поршень и кольца сборочным маслом. Установите на поршень приспособление для сжатия колец. Поршень должен выступать из приспособления примерно на 6 мм, чтобы его можно было направить в цилиндр. Сжатие колец следует производить до выравнивания их поверхности с поверхностью юбки поршня.
32. Проверните коленчатый вал, приводя первую шатунную шейку в положение, соответствующее нижней мертвой точке поршня (НМТ), затем нанесите слой моторного масла на стенку цилиндра.
33. Расположив метку на поршне в направлении передней стороны двигателя (в направлении цепи), аккуратно введите в первый цилиндр поршень в сборе с шатуном и уприте нижнюю кромку приспособления для сжатия колец в блок цилиндров.
34. Постучите по верхней кромке приспособления, которым сжаты кольца, чтобы убедиться в плотности его прилегания к блоку по всей окружности цилиндра.
35. Мягко постукивайте деревянной ручкой молотка по днищу поршня (см. иллюстрацию), усаживая шатун на шейку коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из приспособления для их сжатия непосредственно перед входом в цилиндр, поэтому его следует слегка прижимать к блоку. Выполняйте процедуру в размеренном ритме, и при возникновении сопротивления движению поршня в цилиндре немедленно остановитесь. Перед продолжением работы обязательно определите причину заедания. Ни в коем случае не вводите поршень в цилиндр, прикладывая к нему чрезмерное усилие, так как при этом существует высокая вероятность разрушения поршня и/или его колец.
9.35. Поршень можно ввести в цилиндр, аккуратно постукивая по нему деревянной ручкой молотка
36. После установки поршня/шатуна в сборе, перед окончательной установкой шатунных крышек, следует проверить масляные зазоры шатунных подшипников.
37. Отрежьте полос, пластичного индикатора подходящего размера (чуть короче ширины вкладыша шатунного подшипника) и поместите ее на первую шатунную шейку, параллельно оси вала (см. иллюстрацию).
9.37. Поместите полоски индикатора на шатунные шейки параллельно оси коленчатого вала
38. Очистите поверхность сопряжения с вкладышем в крышке. Убедитесь в совмещенности установочных меток крышки и шатуна (см. иллюстрацию 9.4).
39. Затяните старые болты крышки с требуемым моментом.
Примечание: в ходе процедуры затягивания шатунных болтов следует использовать тонкостенную торцовую головку, чтобы избежать высокой погрешности момента затяжки, которая может возникнуть из-за заклинивания головки между болтом и крышкой шатуна. Если происходит заклинивание головки, следует слегка приподнять и извлечь ее из промежутка между болтом и крышкой. В течение данной процедуры не проворачивайте коленчатый вал.
40. Выкрутите болты и аккуратно снимите крышку шатуна. Не допускайте сдвига отрезка пластичного индикатора. Болты крышек теперь можно выбросить, поскольку в ходе окончательной сборки обязательно устанавливаются новые крепежи.
Примечание: ОБЯЗАТЕЛЬНО следует установить новые болты шатунных крышек.
41. Сопоставьте ширину раздавленного отрезка индикатора с масштабной диаграммой, которой комплектуется индикатор, и определите величину масляного зазора (см. иллюстрацию). Зазор должен составлять 0.025 - 0.05 мм. Уточните значение, проконсультировавшись на фирменной станции.
9.41. Сопоставьте ширину раздавленного отрезка индикатора с масштабной диаграммой и определите величину масляного зазора (для определения зазора сопоставляйте самую широкую часть); убедитесь в том, что определение зазора производилось по соответствующей диаграмме - индикатор укомплектован дюймовой и метрической шкалой
42.Если величина зазора выходит за рамки требуемого значения, следует предположить несоответствие размера вкладышей (что означает необходимость их замены). Перед принятием решения о замене вкладышей убедитесь в том, что во время измерения зазора между поверхностями крышек, шатунов и вкладышами не было грязи или слоя смазки. Также измерьте диаметр шатунной шейки коленвала. Если индикатор расширяется в одном из своих концов, то, возможно, соответствующая шатунная шейка имеет конусность. Если зазор все еще превышает требуемое значение, установите подшипники уменьшенного размера.
Предостережение: при установке нового коленвала всегда устанавливаются шатунные подшипники стандартного размера.
Окончательная установка
43. Аккуратно удалите остатки пластичного индикатора с поверхностей шатунных шеек и/или вкладышей подшипников. Счистите остатки индикатора ногтем или краем пластиковой карточки, не допуская повреждения рабочих поверхностей подшипников.
44. Убедитесь в безупречной чистоте рабочих поверхностей подшипников, затем смажьте оба вкладыша с каждой стороны молибденовым или сборочным маслом. Чтобы получить доступ к поверхности вкладыша шатуна, следует продвинуть поршень в цилиндре.
Предостережение: установите новые болты в крышки шатунов. Использование старых крепежей недопустимо, поскольку они растянуты.
45. Посадите шатун на шейку, установите крышку и затяните новые болты с требуемым моментом. Как и ранее, затяжка в этом случае производится в три этапа.
46. Выполните описанные процедуры с остальными поршнями/шатунами.
47. Следует отметить некоторые важные особенности:
- а) Перед сборкой убедитесь в абсолютной чистоте обратных поверхностей вкладышей, шатунов и крышек.
- b) Убедитесь в соответствии цилиндров, поршней и шатунов.
- с) Метку, расположенную на поршне, следует обращать вперед.
- d) Смажьте стенки цилиндров чистым моторным маслом.
- е) Смажьте поверхности подшипников при установке крышек шатунов, после проверки масляных зазоров.
48. После установки поршней/шатунов проверните вручную коленчатый вал, чтобы убедиться в равномерности и мягкости его вращения.
49. В завершение снова проверьте осевой люфт шатунов.
50. Убедитесь в соответствии осевого люфта норме, сопоставив полученные значения с величинами, приведенными в спецификациях. Если до разборки осевой люфт соответствовал норме, а при сборке были установлены те же самые шатуны и коленвал, то осевой люфт должен лежать в тех же допустимых пределах. В случае установки нового коленчатого вала и шатунов осевой люфт шатунов может не соответствовать норме. Если люфт не соответствует норме, следует снять шатуны и предоставить их в автомастерскую для выполнения механической обработки.