Примечание: не раскрытые здесь процедуры установки отдельных деталей описаны выше в соответствующих разделах Игнорируйте заключительные операции, которые выполняются на автомобиле.
До сборки
- Грязь вызовет преждевременный износ отремонтированного двигателя, поэтому проводите сборку в абсолютной чистоте.
- Используйте точные мерительные инструменты при оценке степени износа или подбора пары деталей.
- В случае установки старых деталей устанавливайте их на свои первоначальные места.
- При сборке смазывайте детали чистым моторным маслом. Это обеспечит начальную смазку при первом пуске двигателя.
Установка пробок блока цилиндров
Примечание: снятые при разборке пробки блока цилиндров можно устанавливать повторно, если они не повреждены.
1. Нанесите валик герметика диаметром примерно 3 мм на уплотнительную шайбу (115) подогревателя охлаждающей жидкости.
2. Установите подогреватель (114) на блок цилиндров. Момент затяжки 50 Н·м.
3. Нанесите валик герметика диаметром примерно 3 мм на уплотнительную шайбу задней сливной пробки правого полублока.
4. Установите заднюю сливную пробку правого полублока. Момент затяжки 60 Н·м.
5. Нанесите валик герметика диаметром примерно 3 мм на уплотнительную шайбу (117) передней пробки масляной галереи левого полублока.
6. Установите переднюю пробку (116) масляной галереи левого полублока. Момент затяжки 60 Н·м.
7. Нанесите валик герметика диаметром примерно 3 мм на уплотнительную шайбу (113) задней пробки масляной галереи левого полублока.
8. Установите переднюю пробку (112) масляной галереи левого полублока. Момент затяжки 60 Н·м.
9. Проверьте состояние уплотнительного кольца задней пробки масляной галереи блока. Если уплотнительное кольцо в норме, его можно использовать повторно.
10. Смажьте уплотнительное кольцо чистым моторным маслом.
11. Установите уплотнительное кольцо на пробку.
12. Установите заднюю пробку так, чтобы она выступала из блока на 0,8 -1,4 мм.
13. Нанесите контрящий клей на НОВУЮ переднюю пробку (101) масляной галереи.
14. Установите переднюю пробку так, чтобы она утопала на 2,2-2,8 мм за плоскость блока.
15. Установите датчик детонации (718) левого полублока стороны и затяните болт (739) крепления датчика.
Момент затяжки 20 Н·м.
16. Установите датчик детонации (718) правого полублока и затяните болт (739) крепления датчика.
Момент затяжки 20 Н·м.
Установка коленчатого вала
Внимание:
- Зазоры в коренных подшипниках являются критическими величинами. Чрезмерный зазор в коренных подшипниках может отрицательно влиять на сигналы датчика положения коленчатого вала и/или на работу системы бортовой диагностики OBDII.
- Крышки коренных подшипников коленчатого вала должны быть установлены на свои места и правильно ориентированы.
- При установке вкладышей коренных подшипников совмещайте фиксатор вкладыша с вырезом в блоке и крышке.
- Всегда устанавливайте вкладыши парой, не подпиливайте вкладыши и не смешивайте вкладыши разных пар.
- Чтобы предотвратить утечку масла устанавливайте новые стяжные болты (м8) крышек коренных подшипников. На новые болты уже нанесен герметик.
1. Установите вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров и крышки подшипников. Упорный подшипник устанавливается на центральную шейку вала.
2. Смажьте вкладыши и коренные шейки коленчатого вала чистым моторным маслом.
3. Установите коленчатый вал.
Примечание: устанавливайте коленчатый вал осторожно, не повредите упорный подшипник.
4. Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, на свои места и в правильном направлении.
5. Установите болты М10 (129) и (128).
6. Пластиковым молотком осадите крышки коренных подшипников.
7. Установите НОВЫЕ стяжные болты М8 (127).
8. Затяните болты М10 (1-10) крепления крышек подшипников первым проходом в порядке, указанном на рисунке.
Момент затяжки 20 Н·м.
9. Пластиковым молотком осадите коленчатый вал назад и вперед до упора для правильной установки упорного подшипника.
- а) Затяните болты М10 (1-10) окончательно. Момент затяжки — довернуть на 80°.
- б) Затяните болты М10 (11-20) первым проходом в указанной последовательности. Момент затяжки 20 Н·м.
- в) Затяните болты М10 (11-20) окончательно. Момент затяжки — довернуть на 51°.
- г) Затяните стяжные болты М8. Момент затяжки 25 Н·м.
Сжимайте болт на 1 стороне крышки подшипника и затем сжимайте болт на противоположной стороне той же самой крышки подшипника.
10. Установите датчик положения коленчатого вала.
- а) Проверьте состояние уплотнительного кольца (750) датчика. Если кольцо в норме, его можно установить повторно.
- б) Смажьте уплотнительное кольцо чистым моторным маслом.
- в) Установите уплотнительное кольцо на датчик.
- г) Установите датчик (701), поверните датчик до совмещения установочного отверстия датчика с отверстием под болт крепления в блоке.
- д) Установите болт (702) крепления датчика, затяните болт. Момент затяжки 25 Н·м.
11. Измерьте осевой зазор коленчатого вала.
- а) Сдвиньте коленчатый вал вперед или назад до упора.
- б) Вставьте щуп между рабочей поверхностью упорного подшипника и щекой коленчатого вала и измерьте зазор в подшипнике. Осевой зазор 0,04-0,2 мм.
- в) Если зазор выходит за допустимые пределы, проверьте состояние поверхности коленчатого вала, по которой работает упорный подшипник.
Установка поршня и шатуна
1. Смажьте чистым моторным маслом:
- поршень
- поршневые кольца
- стенки цилиндра двигателя
- вкладыши шатунного подшипника
2. Установите вкладыши шатунного подшипника в шатун и крышку шатуна.
3. Разведите замки скребков маслосъемного кольца минимум на 25 мм друг от друга.
4. Разведите замки компрессионных колец 180 градусов друг от друга.
5. Заверните в шатун направляющие из мягкого металла.
6. Проверьте правильность сборки поршня и шатуна: метка (1) на головке поршня и выступы (2) на шатуне должны быть с одной стороны.
7. С помощью обжимки сожмите поршневые кольца.
8. Установите поршень и шатун в соответствующий цилиндр. Метка на поршне должна быть направлена к переду двигателя. Прижмите обжимку к блоку и рукояткой молотка легкими ударами заведите поршень в цилиндр.
9. Выверните направляющие шатуна.
10. Установите крышку шатуна (103) вместе с вкладышем (104), затяните болты (102) крепления крышки. Момент затяжки: 1-й проход 25 Нм; 2-й проход довернуть на 70°.
11. Измерьте боковой зазор шатуна, сравните сданными спецификации.
Дальнейшая сборка
Далее сборка двигателя проводится в порядке, обратном разборке.