Мультиметр: 1 - переключатель режимов работы мультиметра; 2 — гнезда для подсоединения выводов полупроводниковых приборов во время их проверки; 3 — щупы,; 4 - жидкокристаллический дисплей; 5 — гнездо для подсоединения провода со щупом к мультиметру при измерении силы тока; 6 — положительный вывод; 7 — отрицательный вывод
Некоторые модели оснащены дополнительными функциями, которые полезны при ремонте электронной аппаратуры, но для ремонта автомобиля они как правило, не востребованы. Иногда мультиметры, комплектуются термопарой и имеют режим измерения температуры. Это полезная функция, она расширяет возможности прибора по проверке системы охлаждения двигателя.
Мультиметр: 1 — щупы; 2 — гнезда для подсоединения щупов к мультиметру; 3 — кнопки для включения и переключения различный функций; 4 — жидкокристаллический дисплей; 5 — гнезда для подсоединения выводов полупроводниковых приборов во время их проверки; 6 — переключатель режимов работы мультиметра; 7 — положительный вывод; 8 — отрицательный вывод
Все приборы укомплектованы проводами красного и черного цвета со щупами на концах. Общепринято красный провод подключать к положительному выводу прибора, обозначенному символом «+», а черный — к отрицательному, обозначенному знаком «-» или «
Для проверки обесточенных цепей мультиметр переводят в режим омметра. При измерении очень низкого сопротивления (в пределах нескольких Ом), необходимо вводить поправку — из полученного значения вычесть внутреннее сопротивление мультиметра, электрическое сопротивление его проводов и щупов (обычно в пределах 0,06-0,08 Ом). Чтобы точно определить эту поправку, следует переключить прибор в режим измерения низких величин сопротивлений (до 200 Ом) и замкнуть концы его щуров.
Для проверки электрических цепей автомобиля под напряжением мультиметр переключают в режим вольтметра с пределом измерения до 20 В постоянного тока. В режиме с более высоким верхним диапазоном напряжения будет ниже точность измерений. Некоторые мультиметры (более дорогие модели) автоматически переключаются в диапазон с оптимальным диапазоном измерений.
Предупреждение! Измерять мультиметром напряжение в высоковольтной цепи системы зажигания нельзя во избежание вывода прибора из строя.
Мультиметр позволяет измерить ток, потребляемый электрооборудованием автомобиля (обычно до 10 А, реже до 20 А). Как правило, для выполнения измерения потребуется не только переключить мультиметр в режим амперметра, но и пересоединить один из щупов к соответствующему выводу прибора.
Предупреждение! Измерять мультиметром силу тока в цепи стартера нельзя во избежание выхода прибора из строя. Потребляемый стартером ток очень велик (300-400 А).
Для автолюбителя очень полезная функция — «режим прозвонки цепей». Она позволяет определить замкнутые цепи по звуковому сигналу — зуммеру.
Многие измерения, которые могут потребоваться автолюбителю при ремонте автомобиля, можно выполнить аналоговым прибором со стрелочным индикатором. У него несколько шкал, каждая соответствует измеряемому параметру. Иногда для измерения одного параметра выполняют несколько шкал с разным диапазоном величин.
Стрелочные приборы имеют специальный регулятор для выставления стрелки на «ноль» в режиме омметра. Чтобы отрегулировать прибор, замыкают щупы прибора. Вращая диск регулятора, добиваются, чтобы стрелка располагалась строго на метке «0» шкалы
Аналоговый мультиметр: 1 — диск регулятора «0»; 2 — стрелочный индикатор прибора; 3 — регулировочный винт; 4 — переключатель режимов прибора; 5 — щупы прибора; 6 — положительный вывод; 7 — отрицательный вывод
Как правило, стрелочные приборы имеют зеркальную полосу на шкале. Сделано это для того, чтобы можно было максимально точно снимать показания с прибора. Пользуются зеркальной полосой следующим образом. При взгляде на стрелку необходимо, немного отклонив голову, добиться того, чтобы стрелка и ее отражение в зеркальной полосе слились в одну линию. После чего, не меняя положение головы, определяют показания по соответствующей шкале прибора.
При некоторой сложности снятия точных показаний, у стрелочных приборов есть и преимущества в сравнении с цифровыми. Главное, они сохраняют свою работоспособность без элементов питания, хотя и не в полном объеме — омметр без питания не работает.
Стрелочные приборы не боятся мороза, при котором застывают жидкие кристаллы. Несмотря на большую инертность, стрелочный индикатор позволяет наблюдать быстроизменяющиеся процессы в динамике. Поэтому в некоторых случаях стрелка оказывается информативнее мелькающих цифр. По той же причине спидометр и тахометр на большинстве современных автомобилей остались электронно-механическими, хотя попытки внедрить чисто электронные приборы предпринимались неоднократно.
