Предупреждение. При обслуживании АКБ необходимо избегать попадания электролита на одежду и кожу. В случае попадания электролита следует промыть место контакта водой или нашатырным спиртом. Используйте при работе очки и резиновые перчатки.
Для выполнения работы потребуются приспособление для очистки выводов батареи и клемм проводов или мелкозернистая наждачная бумага, стакан раствора пищевой соды или 10%-ного раствора нашатырного спирта, 1 л дистиллированной воды, мультиметр, ареометр.
Замечание. Аккумуляторная батарея установлена на площадке в левой части моторного отсека.

1. Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту.
2 . Ветошью смоченной раствором пищевой содой или 10% раствором нашатырного спирта, очищаем наружную поверхность батареи. Осматриваем батарею на наличие повреждений и трещин, батарею с герметичным корпусом необходимо заменить.
3. Ключом на 10 мм проверяем затяжку болта крепления прижимной планки аккумуляторной батареи...

...и клемм проводов на выводах аккумуляторной батареи. При необходимости ключом на 10 мм подтягиваем их.

Для доступа к положительному выводу откидываем крышку.

Замечание. Если крепление клемм проводов сильно ослабло, от соедините их от выводов батареи (см. ниже «Снятие»). Осмотрите клеммы на наличие окислов и повреждений. Треснутые клеммы (или клеммы в сборе с проводами) необходимо заменить. Внутренние поверхности клемм зачистите до блеска с помощью специального приспособления или мелкозернистой наждачной бумаги.
Постоянное образование окислов на контактных поверхностях клемм проводов и выводов батареи указывает на повышенное напряжение в бортовой сети автомобиля из-за неправильной работы регулятора напряжения генератора.
4. По цвету встроенного индикатора степени заряженности (при его наличии) проверяем состояние аккумуляторной батареи.

Замечание. На аккумуляторные батареи в зависимости от производителя могут устанавливаться индикаторы двух типов (трехцветные и двухцветные), которые отличаются индикацией по степени заряженности и уровню электролита.
Трехцветный индикатор показывает степень заряженности и уровень электролита:
- Если индикатор синего цвета, то батарея исправна и заряжена не менее чем на 65%.
- Если индикатор белого цвета, то батарея разряжена более чем на 35%. В этом случае аккумуляторную батарею следует зарядить (см. ниже «Зарядка») с помощью зарядного устройства.
- Красный цвет индикатора указывает уже на низкий уровень электролита. В этом случае необходимо долить дистиллированную воду (см. ниже).
Замечание. При другом варианте трехцветного индикатора возможно сочетание цветов соответственно зеленый-черный-белый.
Двухцветный индикатор показывает уровень электролита в аккумуляторной батарее. Если индикатор имеет черный цвет, то уровень достаточный, если индикатор бесцветный или светло-желтый, то уровень низкий.
Предупреждение. Эксплуатация батареи с пониженным уровнем электролита приведет к быстрому выходу ее из строя.
Встроенный индикатор дает приблизительную оценку состояния батареи, поэтому периодически необходимо проверять аккумуляторную батарею при помощи специальных приборов.
У аккумуляторной батареи, корпус которой выполнен из прозрачного пластика, проверяем уровень электролита относительно меток, выполненных на ее корпусе. Во всех элементах батареи уровень должен находиться между метками LOWER (низкий) и UPPER (высокий) или MIN и МАХ.

5. Если корпус батареи непрозрачный или на нем отсутствуют метки уровня электролита, открываем пробки заливных отверстий аккумуляторов. Через заливное отверстие контролируем уровень электролита в каждом аккумуляторе.

В зависимости от конструкции аккумуляторной батареи электролит должен находиться на уровне нижней кромки колодцев либо на уровне указателя, находящегося внутри заливных отверстий.
Падение уровня электролита может быть вызвано неправильным проведением зарядки аккумуляторной батареи (в предыдущее время) или неисправностью регулятора напряжения генератора. В этом случае необходимо выявить и устранить причину уменьшения уровня и добавить в электролит дистиллированную воду.

Предупреждение. Для пополнения уровня электролита необходимо использовать только дистиллированную воду. Добавление электролита не допускается, это вызовет оплывание активной массы электродов и выход батареи из строя. Доливка электролита возможна только в случае его выплескивания из батареи.
6. После восстановления уровня электролита проверьте его плотность ареометром, при необходимости зарядите батарею (см. ниже «Зарядка»).
Замечание. Сразу после добавления дистиллированной воды, пока раствор в аккумуляторе полностью не перемешается, показания ареометра будут неверны. Поэтому проверять плотность электролита следует не ранее, чем через полчаса после доливки воды.
7. Подготавливаем ареометр к работе (согласно прилагаемой к нему инструкции) и проводим измерение плотности электролита в каждой банке аккумуляторной батареи.

Сравниваем полученные значения с приведенными на графике.

Полученные значения должны быть внутри зоны А. Если полученные значения лежат ниже, батарею необходимо снять с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства. Если выше — аккумуляторная батарея перезаряжается, что, вероятнее всего вызвано неисправностью регулятора напряжения.
Замечание. У исправной батареи различие плотности электролита в банка должно быть не более 0,01 г/см³. Если плотность электролита в соседних аккумуляторах батареи существенно отличается (более чем на 0,04 г/см³), скорее всего, произошло короткое замыкание, и батарея неисправна.
Степень заряженности аккумуляторной батареи в зависимости от напряжения на ее выводах
| Напряжение на выводах аккумуляторной батареи, В | Степень заряженности, % |
| 12,6 | 100 |
| 12,4 | 75 |
| 12,2 | 50 |
| 12,0 | 25 |
Для ориентировочной оценки степени заряженности аккумуляторной батареи при отсутствии ареометра можно использовать вольтметр. Для этого измеряем напряжение на выводах батареи и сравниваем с данными в таблице (приведены значения напряжения при температуре аккумуляторной батареи 20—24°C). Если степень заряженности аккумуляторной батареи менее 50%, ее необходимо зарядить (см. ниже «Зарядка»).
8. Устанавливаем детали в обратной последовательности. При этом сначала подсоединяем клемму провода к положительному выводу батареи, а затем к отрицательному. Для защиты от воздействия окружающей среды наносим на выводы батареи с установленными на них клеммами технический вазелин или защитный лак.
Для подробностей посетите сайт CHEVYMAN.RU
