Предупреждение: перед тем как преступать к выполнению данной процедуры следует дождаться полного остывания двигателя.
Проверка работоспособности
1. Неисправность насоса системы охлаждения может привести к перегреванию двигателя, в результате чего мотор может серьезно пострадать. Существует три методики проверки работоспособности установленного на автомобиле насоса системы охлаждения. Если в ходе проверки по одной из приведенных методик определится выход насоса из строя, следует произвести его замену.
2. Вал крыльчатки насоса имеет сальник, предохраняющий его от загрязнения охлаждающей жидкостью. При выходе из строя сальника насоса из отверстия вытекает охлаждающая жидкость (см. иллюстрацию) (если отверстие не расположено сверху насоса, для осмотра обратной стороны данного элемента следует воспользоваться зеркалом). Если из отверстия вытекает жидкость, то из строя может выйти подшипник вала крыльчатки. Немедленно замените насос.
7.2. Дренажное отверстие, как правило, расположено в основании насоса системы охлаждения
3. Подшипник вала крыльчатке также может износиться в ходе нормальной эксплуатации. Выход из строя подшипника вала характеризуется тем, что насос издает характерный визг. При наличии такого звука, доносящегося от насоса при работающем двигателе, следует сделать заключение о выходе из строя подшипника вала и немедленно заменить насос.
Примечание: не спутайте звук проскальзывающего приводного ремня с характерным звуком изношенного или поврежденного подшипника насоса.
4. Для определения степени износа подшипника вала следует снять приводной ремень (см. главу 1), захватить рукой шкив насоса и попытаться раскачать его во всевозможных направлениях. Если происходит перемещение вала в горизонтальном или вертикальном направлении, значит, подшипник имеет предельную степень износа. В этом случае необходимо произвести замену насоса системы охлаждения.
5. Может случиться так, что вышедший из строя насос не будет протекать или издавать визг. Иногда пластины, расположенные с обратной стороны крыльчатки, покрываются налетом коррозии, и насос выходит из строя. Такие дефекты выявляются только в ходе осмотра снятого насоса.
Замена
6. Отсоедините отрицательный провод аккумулятора.
7. Слейте охлаждающую жидкость (см. главу 1). Снимите впускной воздуховод вместе с резонатором.
8. Снимите кожух радиатора вместе с вентилятором/муфтой (см. подраздел 5).
9. Снимите приводной ремень (см. главу 1).
10. Снимите шкив насоса системы охлаждения (см. иллюстрацию).
7.10. При выкручивании болтов необходимо зафиксировать шкив насоса системы охлаждения, воспользовавшись штырьковым ключом (или ременным приспособлением,которое необходимо обмотать вокруг шкива)
11. Выкрутите болты крепления насоса (см. иллюстрации). Для разрушения изоляции соединения насоса, возможно, по нему придется постучать молотком с бойком из мягкого материала. Осмотрите пластины, расположенные с обратной стороны крыльчатки, на наличие коррозионных отложений. При отсутствии пластин или при обнаружении коррозионных отложений на них следует заменить насос.
7.11. Болты крепления насоса системы охлаждения
12. Удалите изоляционный материал с поверхностей сопряжения насоса и блока цилиндров. Протрите поверхности сопряжения тканевой салфеткой, смоченной в ацетоне.
13. Нанесите герметик RTV на обе стороны прокладки и поместите ее на насос.
14. Установите насос, введите болты крепления и затяните их пальцами. Не допускайте смещения прокладки. Затяните болты с требуемым моментом.
15. Установите шкив и затяните болты с требуемым моментом.
16. Остальная часть процедуры установки производится в обратном порядке снятия.
17. Заправьте систему охлаждения соответствующим раствором антифриза (см. главу 1), запустите двигатель и проверьте уровень жидкости в системе охлаждения. Удалите воздух из системы, как описано в главе 1. Убедитесь в том, что нет утечки жидкости через насос и подсоединенные к нему шланги.