Трансмиссионное масло выполняет следующие функции:
- смазывает детали (подшипники, сальники, муфты синхронизаторов и т. п.);
- создает на рабочих поверхностях зубчатых передач защитную пленку, уменьшающую трение и препятствующую образованию задиров;
- удаляет продукты износа с трущихся поверхностей;
- охлаждает детали.
Трансмиссионное масло классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам.
Классификация по SAE (Society of Automotive Engineers — «Ассоциация автомобильных инженеров», США) определяет свойства трансмиссионного масла по вязкости. Указанный стандарт имеет международное признание и используется всеми производителями масел. Трансмиссионные масла разделены на зимние, летние и всесезонные. Вязкость зимнего масла обозначается цифрой с буквой W (от англ, winter — «зима»). Вязкость зимних масел определена для четырех классов — 70W, 75W. 80W и 85W Класс 75W допускает понижение температуры до - 40°C.
Вязкость летнего масла маркируется только цифрами без буквы. Определены классы 80, 85, 90, 140 и 250. Цифр характеризуют вязкость масла при температуре 100°C. Чем больше цифры, тем выше вязкость.
В повседневной эксплуатации удобнее использовать всесезонные сорта трансмиссионного масла. Класс вязкости всесезонного масла маркируется буквенно-цифровым индексом, состоящим из двух значений, обозначающих классы вязкости зимнего и летнего масла, например, 75W-80.
Классификация по API (American Petroleum Institute — «Американский институт нефти», США) разделяет трансмиссионные масла на группы в зависимости от эксплуатационных показателей. Указанный стандарт также признан международными автомобильным сообществом. На текущий момент различают шесть групп трансмиссионного масла, четыре из которых (GL-1, GL-2, GL-3 и GL-6) в автомобилях не используются. Группа GL-4 применяется в агрегатах трансмиссии с цилиндрической передачей. Группа GL-5 применяется в агрегатах трансмиссии с гипоидной передачей. Производители масла в каталогах или на этикетках часто подробно перечисляют характеристики узлов и агрегатов, где допустимо применение каждого сорта трансмиссионного масла. Не следует думать, что масло GL-5 лучше, чем GL-4, поскольку оно рассчитано на большие нагрузки. Более того, применение масла группы GL-5 противопоказано в некоторых типах коробок передач, где из-за этого нарушается работа синхронизаторов.
Выпускаются трансмиссионные масла, которые удовлетворяют требованиям как четвертой, так и пятой группы. На упаковку такого масла нанесена маркировка GL-4/5.
Указанные классификации определяют обобщенные требования к эксплуатационным свойствам трансмиссионного масла. Производители автомобилей при подборе масла проводят всесторонние испытания, в результате которых выбирают наиболее пригодные масла для применения в агрегатах своих автомобилей. В механической коробке передач автомобиля используется специальное трансмиссионное масло, рассчитанное на весь срок службы автомобиля без периодической замены.
Справочные данные для обслуживания механической коробки передач
| Заправочный объем | 1,8 л |
| Рекомендованная вязкость трансмиссионного масла по SAE | 75W-85 |
| Класс трансмиссионного масла по API | GL-4 |
| Момент затяжки пробки контрольного отверстия: | |
| I этап | 6 Нм |
| II этап | довернуть на угол от 45° до 180° |
| Момент затяжки сапуна (пробки заливного отверстия) | 35 Нм |
Оригинальный текст можно найти на сайте «chevyman»
