- систему улавливания паров топлива;
- систему принудительной вентиляции картера;
- систему снижения токсичности отработавших газов.
Система улавливания паров топлива уменьшает выбросы в окружающую среду испарений топлива, образующихся в топливном баке. Система состоит из адсорбера, клапана продувки адсорбера и соединительных трубок.
Клапан продувки адсорбера установлен сверху впускного трубопровода с правой стороны.

Адсорбер установлен на топливном баке с правой стороны.

Адсорбер — это емкость, заполненная активированным углем. При прохождении воздуха через адсорбер пары бензина поглощаются активированным углем. Шлангом адсорбер связан с клапаном продувки адсорбера. При определенных режимах работы двигателя по команде электронного блока управления двигателем (ЭБУ) клапан продувки абсорбера открывается. Под действием имеющегося во впускном трубопроводе разрежения сквозь адсорбер проходит воздух из атмосферы. Далее воздух вместе с накопленными в адсорбере парами топлива через дроссельный узел поступает во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя. При работе адсорбера, в нем образуются различные отложения, и, в конце концов, он засоряется. У автомобилей с большим пробегом адсорбер может быть полностью забит. В этом случае двигатель может работать неравномерно. Такой адсорбер необходимо заменить.
Система принудительной вентиляции картера. При работе двигателя в его картере накапливаются так называемые картерные газы — в основном это газы, прорвавшиеся через неплотности поршневых колец. В их состав входят продукты неполного сгорания топлива, поэтому они очень вредны не только для здоровья людей, но и для окружающей среды в целом. Поэтому современные двигатели внутреннего сгорания оборудованы системой вентиляции картера. Принцип работы такой системы основан на принудительном удалении картерных газов под действием разрежения во впускном тракте, возникающим при работе двигателя. Картерные газы засасываются во впускной трубопровод, где смешиваясь с воздухом, поступают в цилиндры деигателя и сгорают. Кроме снижения токсичности, система вентиляции картера поддерживает в карьере двигателя оптимальное давление. При неисправности системы вентиляции картера давление картерных газов может вырасти на столько, что оно будет выдавливать масло через сальники коленчатого вала.
Система состоит из шланга, отводящего газовую смесь из крышки головки блока цилиндров в дроссельный узел через клапан.

В процессе эксплуатации необходимо регулярно следить (согласно плану технического обслуживания) за состоянием шланга и клапана. Разрыв шланга вызовет нарушения в работе двигателя.
Система снижения токсичности отработавших газов. Для снижения уровня токсичности отработавших газов и, прежде всего, уменьшения выброса продуктов неполного сгорания топлива на автомобиль установлен каталитический нейтрализатор. Чтобы нейтрализатор работал эффективно, поддерживается оптимальный состав топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Для этого в систему выпуска отработавших газов установлены два датчика концентрации кислорода. По сигналам этих датчиков электронный блок управления двигателем корректирует количество впрыскиваемого топлива и подачу воздуха, подавая соответствующие сигналы на топливные форсунки и дроссельный узел.
Система ограничения вредных выбросов, которой комплектуются автомобили, обеспечивает выполнение норм токсичности ЕВРО IV.
