Конструкция АКП включает в себя гидротрансформатор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы. Управляет всеми механизмами электронный блок. При этом он контролирует состояние всех своих электрических компонентов. При появлении неисправности на щитке приборов загорится контрольная лампа необходимости проведения техобслуживания. Коды обнаруженных неисправностей хранятся в памяти электронного блок управления. Для считывания кодов неисправности к диагностическому разъему необходимо подключить внешнее диагностическое устройство — сканер.
Гидротрансформатор установлен на маховике двигателя. В процессе работы он наполнен рабочей жидкостью и, вращаясь с достаточной скоростью передает крутящий момент от двигателя на входной вал коробки передач, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки передач. Гидротрансформатор состоит из трех колес: насосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки. Насосное колесо объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике двигателя. Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом коробки передач. По достижении определенной скорости при помощи муфты гидротрансформатор блокируется, при этом обеспечивается жесткая связь между коленчатым валом двигателя и трансмиссией. Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.
Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКП и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и включения задней передачи. Планетарный механизм (передача) состоит из четырех основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной шестерни. Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счет блокировки или разблокировки двух элементов из трех (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях.
Фрикционные муфты и тормозы предназначены для блокировки различных элементов планетарных механизмов. Они срабатывают за счет давления рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана. Клапаны открываются в определенной последовательности электронным блоком управления в зависимости от скорости и положения педали газа, от частоты вращения коленчатого вала и др.
В автоматической коробке передач используется специальная рабочая жидкость в процессе эксплуатации автомобиля необходимо заменять ее в соответствии с планом технического обслуживания. Также при выполнении каждого технического обслуживания следует убедиться в отсутствии течи рабочей жидкости из коробки передач. При обнаружении на картере маслянистых потеков необходимо проверять уровень рабочей жидкости автоматической коробке передач и при необходимости устранить неисправность в кратчайший срок.
Коробка передач является технически сложным узлом, обслуживать и ремонтировать который целесообразно только на специализированной станции технического обслуживания.
Автоматическая коробка передач
| Тип коробки передач | гидромеханическая |
| Количество передач | 6 |
| Рабочая жидкость, рекомендованная заводом-изготовителем | DEXRON VI |
| Объем жидкости, л | 8.0 |
Предупреждение!
Автоматическая коробка передач — надежный агрегат автомобиля с большим сроком службы, но при условии регулярного технического обслуживания и бережной эксплуатации. Причинами сокращения ее срока службы и выхода из строя могут быть:
- несвоевременная замена рабочей жидкости;
- попадание во внутренние полости АКП песчинок или других посторонних частиц;
- эксплуатация с нарушенным уровнем рабочей жидкости (как низким, так и высоким);
- применение не рекомендованного типа рабочей жидкости.
Буксировка автомобиля на гибкой или жесткой сцепке, допускается только передним ходом, на расстояние не более 100 км и со скоростью не выше 80 км/ч. При этом рычаг режимов селектора АКП должен быть в положении N (нейтраль). Буксировать автомобиль на большое расстояние можно только с вывешенными ведущими колесами.
Во избежание выхода из строя автоматической коробки передач не переводите рычаг селектора в положение Р во время движения автомобиля.
