Примечание: сбои в работе автоматической коробки передач могут происходить по следующим причинам: снижение рабочих характеристик двигателя, неправильные регулировки, неполадки в гидросистеме, неисправности механического характера, а также неполадки в электроцепи процессора или сбои в его работе. Диагностирование следует начинать с наиболее простых тестов: проверка состояния и уровня трансмиссионной жидкости (см. главу 1), а также проверка правильности регулировки троса селектора (см. подраздел 3). После этого следует осуществить испытательный пробег. Если неисправность не устранена, следует продолжить диагностирование. Если причина неисправности после выполнения предварительного диагностирования не определится, предоставьте автомобиль квалифицированным специалистам станции техобслуживания и ремонта. В разделе «Определение причин неисправностей» приведено описание симптомов неполадок, возникающих с автоматической коробкой передач.
Предварительное диагностирование
1. Осуществите поездку на автомобиле, в ходе которой трансмиссионная жидкость коробки передач прогреется до нормальной рабочей температуры.
2. Проверьте уровень жидкости, как описано в главе 1:
- а) Если уровень ниже нормы, добавьте трансмиссионную жидкость до поднятия уровня на нормальную отметку щупа. Убедитесь в отсутствии утечки жидкости из коробки.
- b) Если уровень превышает норму, слейте избыточную трансмиссионную жидкость и проверьте ее на наличие примеси жидкости системы охлаждения. Наличие охлаждающей жидкости в трансмиссионном масле автоматической коробки передач указывает на негерметичность теплообменника, стенки которого разделяют охлаждающую и трансмиссионную жидкости (см. главу 3).
- с) Если отмечено вспенивание трансмиссионной жидкости, слейте ее и снова заполните коробку передач, затем убедитесь в отсутствии примеси охлаждающей жидкости в трансмиссионном масле, а также в том, что уровень жидкости коробки передач не превышает требуемый уровень.
3. Убедитесь в том, что обороты холостого хода двигателю соответствуют норме.
Примечание: если в ходе проверки будут выявлены сбои в работе двигателя, следует прервать дальнейшее выполнение предварительного диагностирования коробки и устранить неполадки в работе силового агрегата.
4. Произведите осмотр и регулировку тросика механизма переключения (см. подраздел 3).
5. Убедитесь в правильности регулировки выключателя положения Park/ Neutral (PNP) (см. подраздел 5).
Проверка на наличие утечки трансмиссионной жидкости
6. Зачастую утечку трансмиссионной жидкости можно выявить при визуальном осмотре. Устранение данной неполадки, как правило, включает в себя замену сальника или прокладки. Если источник утечки не удается определить при осмотре, выполните следующую процедуру.
7. Определите тип подтекающей жидкости. Убедитесь в том, что подтекает именно трансмиссионная жидкость, а не моторное масло или жидкость тормозной гидросистемы (трансмиссионная жидкость автоматической коробки имеет насыщенный красный цвет).
8. Попытайтесь точно определить источник подтекания. Осуществите поездку на автомобиле, затем оставьте машину, подложив под нее большой лист картона. Спустя одну или две минуты источник подтекания должен быть определен по расположению следов жидкости на листе.
9. Тщательно осмотрите элемент, в котором, возможно, имеется течь, а также прилегающую к нему область. Обратите особое внимание на уплотнения сопрягаемых поверхностей. Для осмотра труднодоступных участков рекомендуется воспользоваться зеркалом.
10. Если в ходе описанных проверок не удается определить источник, тщательно очистите растворителем и высушите область возможной утечки.
11. Осуществите поездку на расстояние нескольких километров в диапазоне нормальной рабочей температуры двигателя и на различных передачах. После пробега снова осмотрите элемент, который, возможно, является источником утечки.
12. Определив место утечки, перед устранением, определите и устраните ее причину. Если деформирован соединительный фланец, то после установки новой прокладки может не произойти прекращения утечки - сначала следует выровнять фланец.
13. Перед тем, как приступать к устранению течи, убедитесь в том, что отсутствует утечка в местоположениях, перечисленных ниже.
Примечание: определить наличие течи в перечисленных ниже местоположениях порой невозможно без наличия специального оборудования и проведения специфических процедур диагностики. В этом случае следует обратиться на станцию техобслуживания соответствующего уровня компетенции и оснащенности.
Утечка через прокладку
14. Периодически осматривайте поддон. Убедитесь в наличии и надежности затяжки всех болтов, а также в том, что прокладка не повреждена, а на поверхности поддона отсутствуют значительные вмятины (вмятины на поддоне могут являться причиной повреждения корпуса клапана, который расположен внутри).
15. Причинами утечки через прокладку может являться чрезмерно высокие уровень и давление трансмиссионной жидкости, засорение каналов, чрезмерная затяжка болтов поддона, деформация соединительного фланца поддона, повреждение поверхности сопряжения картера коробки передач, повреждение прокладки или фланца кожуха коробки. Течь может образоваться также из-за применения несоответствующего типа герметика для уплотнения соединения поддона двигателя и кожуха коробки передач.
Утечка через сальники
16. Причинами утечки через сальники могут являться чрезмерно высокие уровень и давление трансмиссионной жидкости, засорение каналов, повреждение гнезда сальника, неправильная установка или повреждение сальника, а также повреждение поверхности вала, контактирующей с сальником, или наличие чрезмерных зазоров в подшипниках, что приводит к возникновению чрезмерного биения вала.
17. Убедитесь в правильности установки трубки щупа для измерения масла, а также в наличии непроницаемого уплотнения, создаваемого ее сальником. Периодически проверяйте область вокруг зубчатого колеса привода или датчика спидометра на наличие признаков утечки трансмиссионного масла. Если в ходе проверки будет выявлено наличие потеков масла, осмотрите сальник.
Утечка через кожух
18. Если будет подтверждено нарушение непроницаемости кожуха коробки передач, следует произвести восстановление или замену этой корпусной детали.
19. Убедитесь в целостности и надежности соединителей шлангов масляного охладителя. При обнаружении утечки в первую очередь следует осмотреть уплотнительные кольца соединительных муфт линий охладителя трансмиссионного масла.
Вытекание жидкости из трубки щупа или вентиляционной трубки
20. Причинами вытекания могут служить переполнение коробки, наличие охлаждающей жидкости в трансмиссионном масле, растрескивание кожуха коробки, использование щупа несоответствующего типа, а также засоренность вентиляционной трубки или каналов обратной циркуляции масла.